Прежде всего отметим, что каких-либо специальных нормативных актов, посвященных вопросам рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, осуществляющих перевозку опасных грузов, на сегодняшний день не принято. Поэтому к таким водителям в силу ч. 2 ст. 329 ГК РФ применяются нормы Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (далее – Положение).
Пунктом 7 Положения установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 ч в неделю: для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 ч, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 ч.
В соответствии с п. 8 Положения в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Согласно п. 9 Положения при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 ч. Исключения из данного правила установлены п.п. 10–12 Положения.
Анализ указанных норм и содержащегося в них перечня исключений позволяет сделать вывод о том, что применительно к рассматриваемой ситуации ежедневная смена продолжительностью 11 ч может быть установлена только для водителей, осуществляющих междугородние перевозки, и только тогда, когда это объективно необходимо для того, чтобы дать водителю возможность доехать до соответствующего места отдыха (п. 10 Положения).
В свете этого необходимо учитывать, что в силу общих положений части первой ст. 108 ТК РФ перерыв для отдыха и питания хотя и предоставляется работнику в течение рабочего дня (смены), однако в рабочее время не включается, так как недвусмысленно относится ст. 107 ТК РФ ко времени отдыха, в которое работник (по смыслу ст. 106 ТК РФ) свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. В пользу этого свидетельствуют и нормы Положения. В частности, из п. 15 Положения следует, что в рабочее время водителя включаются только специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах (пп. «б» этого пункта), а перерывы для отдыха и питания, предусмотренные ст. 108 ТК РФ, в данном пункте не упомянуты. О том, что эти два вида перерывов не идентичны друг другу, свидетельствуют и другие нормы Положения: так, предоставление перерывов для отдыха от управления автомобилем регламентируется п. 19 Положения, находящимся в разделе II «Рабочее время», а предоставление перерывов для отдыха и питания – п. 24 Положения, расположенном в разделе III «Время отдыха». Более того, п. 19 Положения прямо установлено, что если время очередного перерыва для отдыха от управления автомобилем совпадает со временем перерыва для отдыха и питания, то первый из этих видов перерывов не предоставляется.