Эйчаров не поругал только ленивый. Выражение «сидит ничего не понимающая девочка» стало притчей во языцех. Где искать персонал для розницы — загадка. Учить «на продавцов» — не учат, найти не то что талантливого продажника, но хотя бы с зерном способностей — крайне сложно. «Работные» сайты не работают, привлечение сообществ в «Фейсбуке» и телеграм-каналов не помогает. Управляющие все чаще ищут себе персонал сами, размещают объявления, просматривают резюме, спрашивают знакомых. Не находят и берут так называемого «сторожа» — почти любого согласившегося, чтобы было кому хотя бы открыть торговую точку. В надежде найти замену. А потом начинают, как в песне «Слепила из того, что было», обучать «сторожа» навыкам торговли, ассортименту, терминологии, технике продаж, работе с кассой и компьютером, умению общаться с людьми. Толк выходит из единиц, чаще управляющий просто смиряется, поверьте моему опыту. Через три месяца (если не сбежит раньше) бывший «сторож» начинает хоть немного становиться похожим на продавца.
Многие люди, работающие в рознице в одном городе, знакомы между собой, они обсуждают свои проблемы, и эти проблемы известны всем. Давайте будем говорить правду.
Единое мнение практических ритейлеров: самая главная проблема современной российской розницы — нехватка линейного персонала. Особенно продавцов. Продавцы почувствовали эту свою незаменимость и гуляют из ритейла в ритейл, «ища лучшей жизни». В итоге вставать за прилавок приходится управляющим магазинами и даже территориальным менеджерам, вплоть до руководителей розницы (если она небольшая).
Это реальная картина сегодняшней торговли, вам подтвердят эту информацию представители известных торговых компаний — мебельных, продуктовых, ювелирных, кожгалантерейных. Именно такие компании мы опросили.
Возможно, эти компании не вошли в число тех 500, чей опыт изучили специалисты hh.ru (в чем я лично, извините, очень сомневаюсь). В этих неведомых 500 компаниях гадают, как им справиться с конкуренцией соискателей. Нужно, оказывается, вручную поднимать вакансию на сайте, чтобы увеличить количество просмотров. И повышать нужно раз в три дня, а не в 20. Или наоборот, не помню. Зато я помню реальную картину реальной ювелирной компании в реальном торговом центре на юго-западе Москвы.