По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.24 DOI:10.33920/pro-01-2503-07

Process Mining — цифровая технология для повышения эффективности процессов и производительности деятельности сотрудников

Ситников Николай Михайлович архитектор инноваций, RAMAX Group, г. Москва, e-mail: info@ramax.ru

Цель данной статьи — показать основу Process Mining, не просто как инструмента для анализа бизнес-процессов, а как реально работающую технологию повышения качества и эффективности управления процессами для компаний с высоким уровнем автоматизации. В статье рассказывается об истории появления Process Mining, основных возможностях данной технологии, форматах ее использования, а также уделяется внимание сложностям и перспективам развития Process Mining в России.

Сегодня Process Mining — это не что-то удивительное. Многие компании, причем из абсолютно разных отраслей, слышали и применяли данную технологию в своей деятельности. Или хотя бы пытались, но что-то пошло не так... Все дело в правильности ее использования для получения нужного компании эффекта.

В данном материале я хочу донести ценность Process Mining для бизнеса, показав, что польза данной технологии состоит в получении конкретных фактов, выстраивании реальной модели массового бизнес-процесса, а не в построении «идеальной», регламентированной картины без учета различных вариантов реализации тех или иных событий. Помимо этого, поделюсь своими мыслями по поводу тенденций развития Process Mining в ближайшем будущем. Но для начала немного истории.

В 1997 году голландский профессор Вил ван дер Аалст пытался принести пользу обществу и своему банковскому счету, создав библиотеку типовых бизнес-процессов для компании.

Это был тот период, когда разработчики ПО поняли: перед тем как что-то создать, следует определить вместе с заказчиком, что именно нуждается в автоматизации. Так наступил рассвет нотаций для формального описания процессов: IDEF0, UML, EPC, BPMN и др. Однако сразу же возникла проблема: описать все нюансы процессов так, чтобы диаграмма не превратилась в нечитаемый хаос из линий и квадратиков.

Ван дер Аалст хотел создать типовые читаемые способы описания таких историй, как «эскалация после срыва всех сроков», «изменения в последний момент» и «многократные согласования». В ходе решения этой задачи появилось понимание, что дело не в нотации, а в отсутствии информации — никто вообще не описывал детально свои процессы. И вот тогда ему в голову пришла идея: поскольку многие процессы уже автоматизированы и в информационных системах остаются «следы» в ходе выполнения работ, то, вероятно, можно сделать «реверс инжиниринг» — восстановить картинку процесса по информации о том, как он выполнялся. Так появился Process Mining.

Ближе к 2012 году начались первые серьезные коммерческие проекты в крупнейших корпорациях, таких как Siemens, BMW или Lyfthansa. Несколько позже, в районе 2020, появилась вторая технология-компаньон — Task Mining, которая в отличие от Process Mining занимается не эффективностью процессов, а производительностью людей, заменяя человека с секундомером, стоящего за спиной работника.

Для Цитирования:
Ситников Николай Михайлович, Process Mining — цифровая технология для повышения эффективности процессов и производительности деятельности сотрудников. Управление качеством. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: