До появления средств автоматизации разобраться в реальной структуре бизнеса, а не его идеализированной схеме, помогали собеседования, семинары и прочие инструменты доцифровой эпохи. Но и в этом случае картина получалась приукрашенной и достаточно далекой от реальности.
Все изменилось с распространением средств цифровизации бизнеса, систем CRM и ERP, сложной ИТ-инфраструктуры и т. д., хранящих данные обо всех когда-либо произошедших событиях. Именно появление этих «журналов активности» любого предприятия сделало возможным рождение технологии Process Mining, или, как ее принято называть в русскоязычном сообществе, «интеллектуального анализа бизнес-процессов».
BPM (от англ. business process management — управление бизнес-процессами) — концепция процессного управления организацией, рассматривающая бизнес-процессы как особые ресурсы предприятия, непрерывно адаптируемые к постоянным изменениям и полагающаяся на такие принципы, как понятность и видимость бизнес-процессов в организации за счет их моделирования с использованием формальных нотаций, использования программного обеспечения моделирования, симуляции, мониторинга и анализа бизнес-процессов, возможность динамического перестроения моделей бизнес-процессов силами участников и средствами программных систем.
BPM отвечает на вопросы — где, когда, зачем, как и какая работа выполняется и кто отвечает за ее выполнение.
Согласно данным консалтинговой компании Everest Group, рост рынка услуг интеллектуального анализа бизнес-процессов с 2018 по 2019 г. составил около 140 %. Следует ожидать, что и в текущем году подобная головокружительная динамика сохранится. Мы живем в мире, где оптимизация собственной работы для многих компаний может стать главным методом конкурентной борьбы. Особенно остро эта необходимость стоит перед географически распределенными бизнесами, например имеющими сеть филиалов. Именно там обычно и обнаруживается главный простор для оптимизации.