По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 502/504:349.41:63

Проблемы защиты прав федеральных образовательных и научных учреждений на землю

В.В. Устюкова д-р юрид. наук, профессор, заведующая сектором сельскохозяйственного и земельного права, Институт государства и права РАН, Москва
М.Н. Войт проректор по правовым и экономическим вопросам, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева», Москва

Федеральные государственные бюджетные учреждения (ФГБУ), деятельность которых связана с развитием аграрного образования и науки, зачастую используют земельные участки не только как пространственно-территориальный базис (для размещения здания соответствующего института или университета), но и как научно-производственную базу для проведения научных опытов в сфере селекции, сортоиспытания и семеноводства, а также для обучения студентов. Поэтому права этих организаций на землю должны быть надежно обеспечены. Однако в действующем законодательстве наметились негативные тенденции, которые снижают юридические гарантии защиты этих прав. На основе анализа нормативных правовых актов, действующих в данной сфере, и юридической литературы в статье подвергается критике порядок прекращения прав образовательных и научных организаций в интересах Фонда развития жилищного строительства (в настоящее время — единого института развития в жилищной сфере). Исследуются правовые позиции по данному вопросу Конституционного суда Российской Федерации, а также арбитражных судов.

Литература:

1. Кирилловых А.А. Проблема защиты прав землепользователей в законодательстве о развитии жилищного строительства // Нотариус. — 2010. — № 3.

2. Землякова Г.Л., Мельников Н.Н., Самончик О.А., Устюкова В.В. Правовое обеспечение публичного интереса при регулировании земельных отношений // Государство и право. — 2011. — № 9.

3. Рахвалова М.Н. Новый подход к решению вопроса об удовлетворении потребности граждан в жилье // Правовые вопросы строительства. — 2012. — № 1.

4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http:// yandex.ru/search/?text=4.%09.

5. Положение о Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2008  г. №  632 [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://base.garant.ru/2307494/.

6. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образовании «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 12 и 15 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakonbase.ru/content/base/277061.

7. Определение Конституционного суда РФ от 23 апреля 2013 г. № 533-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы государственного научного учреждения Всероссийский научноисследовательский институт кормов имени В.Р. Вильямса Российской академии сельскохозяйственных наук на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 15 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства»; Определение Конституционного суда РФ от 23 апреля 2015  г. № 915-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Элит-Билдинг» на нарушение конституционных прав и свобод статьями 11, 12 и 15 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakonbase. ru/ content/part/1388200.

8. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 4 апреля 2013 г. по делу № А41-7035/12 // СПС КонсультантПлюс. Судебная практика.

9. Постановление Шестнадцатого апелляционного суда от 13 декабря 2013  г. по делу №  А61-1042/2013 // СПС КонсультантПлюс. Судебная практика.

Федеральным бюджетным государственным образовательным и научным учреждениям (далее  — также ФБГУ) земельные участки принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования. Они могут располагаться на землях населенных пунктов, однако значительная часть таких земельных участков находится на землях сельскохозяйственного назначения, которые согласно ст.  78 Земельного кодекса РФ могут использоваться опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций. Вместе с тем развитие городов, дефицит земельных участков для застройки все чаще приводят к тому, что такие участки начинают использовать в целях жилищного строительства. Это не представляло бы большой беды, если бы перевод сельхозземель в земли иных категорий (в земли населенных пунктов) или их изъятие для публичных нужд осуществлялись в строгом соответствии с установленными законом общими процедурами. Однако чаще всего права на земельные участки, закрепленные за ФБГУ, прекращаются в специальном порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

Специальный порядок состоит в том, что согласно ст. 15 Закона № 161ФЗ право постоянного (бессрочного) пользования ФБГУ подлежит прекращению без согласия этих организаций и независимо от оснований, предусмотренных п.  2 ст.  45 ЗК РФ. Среди этих оснований, наряду со случаями изъятия земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием, указано также такое основание прекращения права, как изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Тем самым процедура прекращения права постоянного (бессрочного) пользования намеренно была выведена из процедуры, которая ранее предусматривалась ст. 55 Земельного кодекса РФ, а с 1 апреля 2015 г. — новой главой «Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд». Однако в юридической литературе отмечалось, что в Законе о жилищном строительстве устанавливается фактически специальный, упрощенный порядок именно изъятия земельных участков, находящихся в федеральной собственности, ведь участки, права на которые прекращаются, передавались в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее также  — Фонд, Фонд РЖС), как и иное изымаемое имущество [1–3].

Для Цитирования:
В.В. Устюкова, М.Н. Войт, Проблемы защиты прав федеральных образовательных и научных учреждений на землю. Юрист ВУЗа. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: