Федеральным бюджетным государственным образовательным и научным учреждениям (далее — также ФБГУ) земельные участки принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования. Они могут располагаться на землях населенных пунктов, однако значительная часть таких земельных участков находится на землях сельскохозяйственного назначения, которые согласно ст. 78 Земельного кодекса РФ могут использоваться опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций. Вместе с тем развитие городов, дефицит земельных участков для застройки все чаще приводят к тому, что такие участки начинают использовать в целях жилищного строительства. Это не представляло бы большой беды, если бы перевод сельхозземель в земли иных категорий (в земли населенных пунктов) или их изъятие для публичных нужд осуществлялись в строгом соответствии с установленными законом общими процедурами. Однако чаще всего права на земельные участки, закрепленные за ФБГУ, прекращаются в специальном порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
Специальный порядок состоит в том, что согласно ст. 15 Закона № 161ФЗ право постоянного (бессрочного) пользования ФБГУ подлежит прекращению без согласия этих организаций и независимо от оснований, предусмотренных п. 2 ст. 45 ЗК РФ. Среди этих оснований, наряду со случаями изъятия земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием, указано также такое основание прекращения права, как изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Тем самым процедура прекращения права постоянного (бессрочного) пользования намеренно была выведена из процедуры, которая ранее предусматривалась ст. 55 Земельного кодекса РФ, а с 1 апреля 2015 г. — новой главой «Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд». Однако в юридической литературе отмечалось, что в Законе о жилищном строительстве устанавливается фактически специальный, упрощенный порядок именно изъятия земельных участков, находящихся в федеральной собственности, ведь участки, права на которые прекращаются, передавались в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее также — Фонд, Фонд РЖС), как и иное изымаемое имущество [1–3].