В настоящий момент тема, касающаяся проблем, возникающих при обороте объектов незавершенного строительства, является актуальной, т.к. многие строительные компании, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, сталкиваются с рядом специфических проблем, влекущих возникновение недостроенных зданий (к примеру, представители органов МСУ/местного самоуправления отказывают в предоставлении разрешений на ввод построенного здания в эксплуатацию).
Владелец объекта незавершенного строительства вынужден выполнять обязанности по содержанию недостроенного здания в целях поддержания его в надлежащем состоянии, а это влечет за собой ряд финансовых затрат, которые невозможно компенсировать в связи с тем, что законодательство налагает запрет на эксплуатацию, в противном случае компания будет привлечена к ответственности, предусмотренной административным законодательством. В соответствии со ст.9.5 административного кодекса, эксплуатация объекта капитального строительства без предварительного получения разрешений на ввод в эксплуатацию, когда их наличие является обязательным, влечет за собой наложение на виновных лиц (физических или юридических) административного штрафа в размере:
- От 0,5 до 1 тыс. руб. — для граждан.
- От 1 до 2 тыс. руб. — для должностных лиц.
- От 10 до 20 тыс. руб. — для юридических лиц.
До сегодняшнего момента юридическая природа незавершенного строительного объекта не была окончательно определена — нет четких критериев для оценки результата постройки объекта незавершенного строительства, позволяющей признать его недвижимостью, а также отсутствует универсальный поход к обороту таких зданий.
В связи с вышесказанным существует необходимость в проведении исследования «объекта незавершен ного строительства» (ОНС) в целях развития норм закона, которые регулируют универсальный подход. По большей части исследование будет базироваться на судебной практике, касающейся объектов незавершенного строительства, а также постановлениях высших судебных органов страны — ВАС и ВС РФ.