Теория и практика «бережливого производства» (lean production)1 в настоящее время находится «в тренде» наиболее модных технологий повышения эффективности систем производственного менеджмента как у нас в стране, так и за рубежом. Внимание к данной проблематике особенно возросло после выхода книги Дж. Лайкера «Дао Тойота» [1], посвященной технологиям производственного менеджмента на заводах компании «Тойота» в США. Как человек, занимающийся данной проблематикой достаточно давно, еще во времена, когда самого термина «бережливое производство» не существовало [2], с начала 1980-х гг., хочу обратить внимание на одно обстоятельство. Внедрением бережливого производства в США с начала 1980-х гг. занимались десятки тысяч предприятий и фирм, а получилось сделать все как надо, только у нескольких (например, у «Боинга»). А вот компания «Форд» после нескольких лет попыток внедрить нечто подобное, потеряв миллионы долларов, в итоге от этой затеи отказалось. И провалов в сфере внедрения бережливого производства в компаниях США куда больше, чем позитивных примеров. В чем дело?
При чтении книги Дж. Лайкера, меня не покидало ощущение, что все изложенное в ней я уже где-то читал. Потом вспомнил, что еще в 1970-е гг. другой американский автор Р. Шонбергер описывал нечто подобное, но только на примере завода в г. Линкольн (США) по произ водству мотоциклов, принадлежащих японской компании «Кавасаки» [3]. И исходя из принципа, что все новое есть хорошо забытое старое, хотелось бы порекомендовать всем, кто увлекается проблематикой бережливого производства, больше уделять внимание не только произведению Лайкера Д., но и внимательно изучить материалы Шонбергера Р.. Исключительно на предмет понимания того, почему бережливое производство, что называется, «не заработало» у вас на заводе.
Главным уроком, который можно вынести из обобщения опыта компаний США, пытавшихся применить у себя методы бережливого производства, является необходимость подготовительного этапа, направленного на трансформацию систем производственного менеджмента предприятия до того, как приступать собственно к внедрению бережливого производства. Прежде всего, нужен соответствующий стратегический подход. Ставка на внедрение бережливого производства требует принятия управленческих решений с учетом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям (как это собственно сформулировано в первом принципе менеджмента компании «Тойота»). Если руководство предприятия или фирмы рассматривает бережливое производство как способ «латания прорех», решения сиюминутных проблем с качеством продукции или эффективностью производства, расшивки узких мест, или как некий самостоятельный проект, который можно внедрять изолированной от остальной организации, то вряд ли стоит рассчитывать на успех. Бережливое производство — это прежде всего способ повышения конкурентоспособности бизнеса на долгосрочной основе. Для того, чтобы дождаться положительных результатов, нужны выдержка и терпение со стороны высшего руководства.