По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Проблемы в культуре общие, и решать их нужно комплексно…»

Ключевые слова:

Продолжаем обсуждение темы июльского номера. Письмо, которое мы получили от молодого выставочного куратора Петра Баранова, — настоящий крик души. Итак, вечные российские вопросы: кто виноват и что делать?

Я занимаюсь продвижением современного отечественного изобразительного искусства несколько лет, но на моем счету уже более 75 выставочных проектов в России и за рубежом. Как куратор и искусствовед я хорошо знаком с проблемами их организации. Особенно сильно сегодня проигрывает современное традиционное искусство, которое в начале 1990-х годов осталось без государственного регулирования, проходившего через Художественный фонд СССР и монументальные, скульптурные комбинаты. Советский художник находился на самой высокой точке художественной цепи, имея постоянный заказ и доход, параллельно успевая создавать собственные произведения, участвовать в выставках и развиваться как самостоятельный автор. Так что получается, что одна из главных проблем лежит, как это ни странно звучит, … в Конституции Российской Федерации. Статья 13 гласит: «<…> Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Сегодня мы понимаем, что в СССР именно идеология лучше всего «кормила» художников и являлась мощным стимулом для развития культуры и искусства. Сегодня у нас все еще нет единства во мнениях, какой должна быть наша государственная идеология! Мы «кормим» зарубежных художников, поддерживая чужую нам американскую и европейскую культуру, особенно — в изобразительном искусстве. Причем большинство современных зарубежных художников, выставки которых у нас организуются с помощью разного рода грантов, делают вторичное, а порою даже третьесортное искусство, ведь художественный бум пришелся на Западе, особенно в США на 1950–60-е годы.

Многие сегодняшние российские художники, говоря по правде, в основном «изобретают велосипед», обманывая музеи и публику, которые не знают первоисточников, и размножают идеи, подсмотренные ими на Западе, причем даже иногда не воочию, а только в книгах или Интернете.

Есть и другие, не менее важные проблемы. В Союзе художников России состоит около 14 000 членов. Кроме маститых художников: академиков РАХ, заслуженных и народных художников РФ, в него входят и молодые мастера, которые после получения сильного профессионального образования по сути оказываются выброшенными на улицу, не получая никакой государственной поддержки. А ведь молодой художник воспитывается почти 20 лет: за его плечами художественная школа, университет или художественный институт, зачастую еще и аспирантура или даже творческие мастерские Российской академии художеств. А в итоге этот высоко квалифицированный профессионал, готовый к началу творческого пути и согласный на любые заказы, как от большого и богатого государственного заказчика, так и мелкого частного лица, очень часто не находит себе применения в своей стране. Причем в той же ситуации после развала СССР оказались и художники, имеющие регалии. Все это говорит о том, что система регулирования культуры и изобразительного искусства срочно требует изменений.

Для Цитирования:
«Проблемы в культуре общие, и решать их нужно комплексно…». Музей. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: