По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Проблемы управления качеством образовательной деятельности высшей школы

А.А. Кирилловых кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы, Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье рассматриваются проблемы обеспечения качества образовательной деятельности высших учебных заведений в условиях процессов глобализации. В конкурентной среде качество образования является индикатором эффективности современных образовательных организаций на рынке образовательных услуг, что требует реализации организационно-управленческих механизмов обеспечения качества, учитывающих интересы потребителей, общества и государства.

Литература:

1. Павлюченко Е.И., Эсетова А.М., Гордышев И.А. Формирование системы качества образовательных услуг как фактор повышения эффективности управления вузом. — Махзачкала: ИПЦ ДГТУ, 2012.

2. Головцова И.Г. Стратегическое управление качеством образовательной деятельности в вузе на основе открытых инноваций. Автореф. ….дисс. докт. экон. наук. — Санкт-Петербург, 2014.

3. Ахвердова О.А. Методическое проектирование учебного процесса в современном вузе: монография / О.А. Ахвердова, И.А. Малашихина, Н.А. Тарасьян: Ставропольский государственный университет. — М.: Илекса, 2010.

4. Абдуллаева Т.Е., Султалиева З.М. Организационно-экономические основы управления качеством образовательных услуг. — Махачкала: ИД «Наука плюс», 2012.

5. Колер Юрген. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификаций как контрольные механизмы европейского пространства высшего образования // Высшее образование в Европе. — 2003. — № 3.

6. Баденко В.И. Болонский процесс: Курс лекций. — М.: Логос, 2004.

7. Ибрагимов М.Г. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Автореф. …дисс. канд. юрид. наук. — Казань, 2012.

8. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Н.С. Волкова, Ю.А. Дмитриев, О.Ю. Еремина и др. — М.: Деловой двор, 2013.

Глобализация в образовательной среде смещает фокус международной деятельности вузов. Современные образовательные организации ориентированы в большей степени не на обмен опытом в образовательной и научно-исследовательской деятельности, а на сотрудничество в рамках реализации совместных образовательных программ и проектов. Важную роль в этих процессах играют современные интернет-технологии и информационная образовательная среда.

Эффективность управления высшим учебным заведением определяется достижением тех основных целей, которые на его возложены. Целью образовательной организации является предоставление качественных образовательных, что требует оптимального распределения и использования ресурсов (материальных, кадровых и т.п.) [1, с. 27]. Большую роль в этом играет оптимальное управление, соз дание управленческой модели, способной решать, как оперативные, текущие проблемы, так и стратегические задачи. Необходимо достижение стратегического баланса между целями высшего учебного заведения, его потенциальными возможностями и вероятностью достижения положительных результатов на рынке образовательных услуг [2, с. 14].

На фоне процессов глобализации усиливаются рыночные механизмы регулирования сферы образования. В условиях снижения государственного финансирования образовательной отрасли, высшее образование из общественного блага постепенно превращается в товар. Именно качество образовательных услуг, их реальная конкурентоспособность рассматриваются международными организациями как главные критерии участия в этом новом, быстрорастущем рынке.

Сегодня качество образования становится многофункциональным объектом управления, что требует создания систем управления качеством, ориентированных на современные запросы потребителей образовательных услуг, государства и общества в целом. Качество высшего образования представляет собой динамичную концепцию в контексте миссии, задач, целей государства, общества и вуза, специальности, предметной области.

С другой стороны, качество образования представляет собой комплекс характеристик компетенций и профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, на определенном уровне эффективности и профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности [3, с. 143].

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Проблемы управления качеством образовательной деятельности высшей школы. Юрист ВУЗа. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: