Фармацевтический рынок является динамично развивающимся и высококонкурентным рынком, обеспечивающим потребителей жизненно необходимой продукцией. Предложение различных лекарственных препаратов очень велико, и главнейшей задачей фармацевтических компаний является борьба за потребителя. В силу специфики реализуемой продукции и самого рынка категорийные менеджеры организаций стоят перед сложной задачей управления ассортиментной политикой, от которой зависит успех или провал на рынке.
В настоящее время в России фармацевтический рынок находится в состоянии стабильного роста. За последние годы произошли значимые мировые события, оказавшие сильное влияние на российский рынок: санкции, пандемия COVID-19, уход крупных компаний из России или приостановление их деятельности на территории страны. Однако проблемы управления ассортиментом фармацевтической компании практически не затрагиваются.
Актуальность темы определяется возрастанием роли планирования и управления ассортиментом продукции в условиях современной экономической ситуации, появлением новых каналов распределения и недостаточности научно-исследовательской базы по данной теме при ее высокой востребованности.
Свои работы теме управления ассортиментом фармацевтической компании посвящали такие отечественные авторы, как С. Ю. Мешалкина, В. Л. Аджиенко, А. Б. Горячев, Г. Т. Глембоцкая, Т. И. Кабакова, К. А. Горячева, В. А. Елисеев, И. Н. Андреева. В работах затронуты аспекты формирования ассортиментной политики как самой фармацевтической компании, так и компаний-участников системы распределения — оптовых и розничных аптечных предприятий. Большое внимание уделяется выбору стратегии управления ассортиментом.
Объектом исследования в данной работе является фармацевтический рынок России. Предметом исследования выступает система управления ассортиментом фармацевтической компании.
Целью исследования является выявление основных проблем при управлении ассортиментом фармацевтической компании. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи.