По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.01

Проблемы учета непроизведенных активов бюджетных организаций в рамках федерального стандарта

Н.Н. Парасоцкая канд. экон. наук, доцент кафедры общих дисциплин экономического факультета Российского государственного социального университета (РГСУ), Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1, e-mail: 9255173648@mail.ru
В.А. Ильин преподаватель колледжа Российского государственного социального университета (РГСУ), Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1, e-mail: ilich@inbox.ru
Н.В. Лутовинова старший преподаватель кафедры общих дисциплин факультета юриспруденции и правового регулирования Российского государственного социального университета (РГСУ), Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1, e-mail: LutovinovaNV@rgsu.net
В.В. Чижикова преподаватель колледжа Российского государственного социального университета (РГСУ), Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1, e-mail: ChizhikovaVV@rgsu.net

Статья посвящена исследованию проблемных аспектов бухгалтерского учета непроизведенных активов бюджетных организаций, обоснованы выводы о значимости выявленных различий для решения проблем бухгалтерского учета непроизведенных активов бюджетных организаций. Государственные учреждения — это учреждения, созданные государством для оказания услуг обществу. Государственный сектор представляет собой структуру учреждений и государственных предприятий, систему налогообложения, а также программ государственных расходов. Переход на новую стадию экономической революции в России на рубеже веков и процессы усиления экономической интеграции, которые набрали большую активность в конце XX века, потребовали, помимо решения ряда задач, усовершенствования бухгалтерского учета государственного сектора экономики в России в соответствии с международными стандартами.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 29.10.2001. — № 44. — Ст. 4147.

3. Приказ Минфина России от 28.02.2018 № 34н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Непроизведенные активы”» (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант».

4. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» // СПС «Гарант». — URL: https://base.garant.ru/71948612/.

5. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» // СПС «Гарант». — URL: https://base.garant.ru/71948612/.

6. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н (ред. от 13.12.2019) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Обесценение активов”» (зарегистрирован в Минюсте России 27.04.2017 № 46520) // СПС «КонсультантПлюс».

7. Алисенов А.С. Бухгалтерский финансовый учет: учебник и практикум для СПО / А.С. Алисенов. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 457 c.

8. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: учебник / О.Е. Качкова, Т.И. Кришталева, М.Ф. Овсийчук. — М.: КноРус, 2021.

9. Дружиловская Э.С. Теоретические и методологические проблемы оценки непроизведенных активов в бухгалтерском учете и пути их решения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2017. — № 8 (416). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-metodologicheskie-problemyotsenki-neproizvedennyh-aktivov-v-buhgalterskom-uchete-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 26.10.2022).

10. Ендовицкий Д.А. Бухгалтерский учет и отчетность (для бакалавров и магистров) / Д.А. Ендовицкий. — М.: КноРус, 2021. — 30 c.

11. Климова М.А. Бухгалтерский учет: учебное пособие / М.А. Климова. — М.: Риор, 2021. — 128 c.

12. Герасимова Л.Н., Парасоцкая Н.Н. Функциональные особенности затрат природоохранного характера при выполнении строительных работ // Третья Международная конференция по маркетингу, экономике и управлению бизнесом (ICMEBM 2018). — Тунис, 19–20 апреля 2019 года // Gerasimova L.N., Parasotskaya N.N. Functional flavour of environmental costs during construction works execution // Research Journal of Social Sciences 12 (2), May — August. — P. 18–22.

13. Герасимова Л.Н., Силка Д.Н., Парасоцкая Н.Н. Пути оптимизации учета кассовых операций и денежных документов // Технология текстильной промышленности. — 2020. — № 1 (385). — С. 67–72.

14. Герасимова Л.Н., Силка Д.Н., Парасоцкая Н.Н. Вопросы совершенствования управленческого учета в системе управления промышленным предприятием // Технология текстильной промышленности. — 2020. — № 1 (385). — С. 72–77.

С 2020 года вступил в силу Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Непроизведенные активы», утвержденный приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н (далее — СГС «Непроизведенные активы»)1. Данный стандарт меняет состав групп непроизведенных активов, подробно описывает их состав, меняет в ряде случаев порядок определения балансовой стоимости земли и других непроизведенных активов.

СГС «Непроизведенные активы» применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 года.

Стандарт регламентирует учет непроизведенных активов — объектов нефинансовых активов, не являющихся продуктами производства, вещное право на которые закреплено в соответствии с законодательством РФ (земля, недра и иные объекты непроизведенных активов). При этом СГС «Непроизведенные активы» применяется и к непроизведенным активам, переданным в аренду.

Непроизведенные активы (НА) — это те активы, которые необходимы экономическим субъектам для производства продукции и услуг (то есть напрямую задействованы в производственном процессе), но в то же время сами не были произведены (то есть их нельзя назвать продуктами некоторого производственного процесса)2.

Примерами НА могут выступать: земля, лес, прочие природные, подземные (например, недра) и подводные ресурсы и т.д. Таким образом, НА не являются результатом деятельности экономических субъектов.

Стоит отметить, что важным условием отнесения активов к классу непроизведенных активов хозяйствующих субъектов является наличие прав собственности на такие активы у организации.

Если непроизведенные активы не закреплены за экономическими субъектами, то их относят к собственности государственных и муниципальных бюджетных учреждений.

Для непроизведенных активов характерны следующие признаки:

Для Цитирования:
Н.Н. Парасоцкая, В.А. Ильин, Н.В. Лутовинова, В.В. Чижикова, Проблемы учета непроизведенных активов бюджетных организаций в рамках федерального стандарта. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: