В современности институт семьи подвергается серьезным изменениям, которые происходят в связи со складывающимися социальноэкономическими условиями, а также изменением существующих ценностей в обществе. Традиционные модели семьи вместе с их ценностями сталкиваются с существующими сейчас реалиями, которые приводят к определенным проблемам масштабного характера. Это проблемы демографии, ценностные проблемы, социальные и многие другие. Связано это с тем что семья, как социальная структура представляет из-за себя фундаментальную ячейку общества и, следовательно, представляет собой важнейший фактор обеспечивающий социальную стабильность. Эта информация ставит вопрос о необходимости государственной поддержки института семьи для благополучия общества.
Явления, происходящие в связи с социальными изменениями общества необходимо изучать для обоснования процесса трансформации института семьи, а также для обоснования, существующих в связи с этим, практик социальной поддержки и в целом государственного вмешательства, направленного на помощь семьям. В свою очередь истоки данного процесса многогранны и заключаются в динамике развития государства, экономики, общественной жизни и различных социальных институтов. Все это и необходимо рассмотреть, как цель нашего исследования. Перечисленные факторы позволят лучше понимать структуру институциональных изменений в семьях и улучшить технику мероприятий направленных на благополучие семей для стабильности общества.
Первые исследования тенденций института семьи возникли в работах таких ученых как Г. Кристенсен и У. Гуд. Современные исследователи, к примеру, Т.А. Гурко, отмечают несколько определенных тенденций трансформации института семьи. В первую очередь, это тенденция изменения ценностей общества, которые приводят к уменьшению значимости создания семьи для людей, как первостепенного фактора. Статистически эта тенденция выражается в увеличении возраста вступления в брак, в высоком уровне разводов [2].
Данные факторы непосредственно связаны с другой значимой тенденцией — снижение рождаемости. Постепенный переход общества к небольшому количеству детей связан со многими процессами, такими как урбанизация и установление социально-экономической ситуации во многих развитых странах, при которой большое количество детей для среднего класса является убыточным решением. Такая тенденция ведет к процессу старения общества, демографическому и как следствие экономическому кризису. В связи с этим некоторые государства, к примеру Россия, стимулируют рождаемость путь различных выплат, пособий и социальных программ помощи, таких как «материнский капитал». Несмотря на государственные программы, призванные к увеличению рождаемости и защиту традиционных ценностей, при детальном рассмотрении статистических данных, общая демографическая ситуация на территории Российской Федерации продолжает ухудшаться. Естественная убыль населения в Москве, согласно прогнозам Росстата, за ближайшие два десятилетия составит 689000 человек, что сделает Москву и Подмосковье лидерами по естественной убыли населения [2]. Однако было бы несправедливо утверждать, что госпрограммы вообще не влияют на демографическую ситуацию, согласно данным рабочей группы по экономико-математическому моделированию демографических процессов НИУ ВШЭ, интенсивность потока вторых рождений на 111% выше у женщин, которые имеют право на материнский капитал [5]. Фактически, госпрограммы, связанные с выплатами за рождения ребёнка, действительно статистически влияют на рост рождаемости, но не в такой степени, чтобы полностью преодолеть рост естественной убыли населения в стране и развернуть общемировой тренд на 1-2 детей в семье.