Такое понятие, как «экологические государственные закупки», является для Российской Федерации достаточно новым. Данное понятие подразумевает рациональное расходование средств, предоставляемых государством, а также применение возможностей рынка в целях существенного увеличения таких преимуществ, как социальное и экологическое, на всех уровнях (как местном, так и глобальном).
В течение последних лет существенно возросло внимание к проблемам, связанным с экологией, в связи с чем увеличился интерес к защите природы, применению ресурсов и производств, которые оказывают минимальный уровень воздействия на природу.
В начале 2016 г. глава Российской Федерации подписал указ, в соответствии с которым 2017 г. был признан годом экологии. Также был принят ряд федеральных законов, регулирующих применение наиболее оптимальных доступных технологий, государственные закупки и порядок обращения с отходами.
Если обратиться к ФЗ № 44 о контрактной системе в сфере закупок услуг, а также товаров, предназначающихся для обеспечения нужд (муниципальных и государственных), и провести его анализ, то становится видно, то в нем содержатся только лишь предпосылки по внедрению инструментов, применяемых для оценки уровня влияния на экологию услуг и товаров, приобретаемых государством.
Большинство специалистов, проводивших исследования в данной сфере, пришли к выводу, что в основном экологические проблемы, которые возникают в строительной отрасли, связаны с необходимостью разрешения различных задач, направленных на рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды. Механизм же учета требований, выдвигаемый к объектам закупки, установленный на законодательном уровне, обладает неоднородным характером.
Если давать оценку государственным заказам в строительной сфере (связанным с постройкой объектов — сооружений, зданий, дорог), то они сложны именно в плане исполнения, а не поставки услуг и товаров.
В этой связи и требования, направленные на достижение экологической устойчивости, должны быть соответствующими.