По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.016 DOI:10.33920/str-01-2201-09

Проблемы строительного образования

Е. В. Романова канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры социальных, психологических и правовых коммуникаций, НИУ МГСУ, E-mail: romanova_e_v@mail.ru

В связи с распространением цифровых технологий появилось новое понятие «цифровая педагогика», применение которого должно вывести процесс профессиональной подготовки на качественно новый уровень. До недавнего времени цифровизация преподавания представляла собой лишь частичную замену традиционных методов обучения цифровыми аналогами, не затрагивая самого содержания образовательного процесса. С сентября 2021 г. цифровые компетенции вошли во все образовательные стандарты, что повысило требования к качеству подготовки преподавателей высших учебных заведений и внесло существенные изменения в содержание дисциплин учебного плана. Данная статья открывает цикл публикаций, освещающих результаты актуализации учебных дисциплин подготовки студентов строительного профиля с учетом требований цифровой педагогики и национального проекта «Цифровая экономика».

Литература:

1. Калимуллина, О. В., Троценко, И. В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // Открытое образование. — 2018. — № 3. — С. 63–71.

2. Петрищев, И. О. Цифровая педагогика как фактор повышения качества образовательных услуг в РФ // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — №6 (79). — С. 339–341.

3. Тихомирова, Е. Живое обучение: Что такое elearning и как заставить его работать. — М.: Альпина Паблишер, 2016.

4. Шестак, Н. В., Чмыхова, Е. В. E-learning — обучение в сети Интернет. — М.: Изд-во СГУ, 2015.

1. Kalimullina, O. V., Trotsenko, I. V. Modern digital educational tools and digital competence: the analysis of the existing problems and trends. Open education. 2018, no. 3. pp 63–71.

2. Petrishchev, I. O. Digital pedagogics as the factor of improvement of quality of educational services in the Russian Federation. The World of science, culture, education. 2019, no. 6 (79), pp. 339–341.

3. Tikhomirova, E. Live training: What is e-learning and how to force it to work. Moscow, Alpina Pablisher. 2016.

4. Shestak, N. V., Chmykhova, E.V. of E-learning — training on the Internet. Moscow, SGU Publishing house. 2015.

В эпоху цифровизации и повсеместного распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) многие сферы жизни получили приставку «цифровой»: цифровая экономика, цифровое правительство, цифровое ЖКХ, цифровое телевидение. Ключевыми признаками, отличающими цифровые процессы от традиционных, являются накопление, обработка и использование в цифровом виде больших объемов данных, что позволяет существенно повысить эффективность осуществления процессов мониторинга, управления, производства. Цифровизация не обошла стороной и процесс обучения. Вместе с расширением применения отдельных ИКТ в образовательном процессе в научную терминологию прочно вошло понятие «цифровая педагогика».

Вопрос о месте и статусе цифровой педагогики в структуре педагогической науки широко обсуждается в специальной литературе. Применение характеристики «цифровой» к отдельным отраслям профессиональной деятельности указывает не только на использование в ней цифровых компьютерных технологий, но и на принципиально новые возможности для развития как соответствующей профессиональной области, так и субъектов этой профессиональной деятельности. Вопросу о роли и месте цифровых технологий в профессиональном образовании, о применимости термина «цифровая педагогика» к современному процессу преподавания в высшей школе и посвящена данная статья.

Следуя выбранной логике рассуждения, определим цифровую педагогику как педагогику, построенную на использовании цифровых технологий. Ключевым смыслообразующим понятием в этом словосочетании является «педагогика» — наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Педагогика реализует свою прикладную функцию через ежедневную деятельность преподавателей. Меняет ли цифровизация педагогики сущность, цели и задачи самой науки? Конечно же, нет. Цифровизация касается лишь форм и методов, с помощью которых достигаются цели педагогической деятельности. Цифровая педагогика является той средой, оболочкой, в которой происходит формирование личности обучающегося и помимо традиционных методов и форм обучения используются цифровые и сквозные технологии, способные изменить качество педагогических процессов, а также субъектов педагогической деятельности: преподавателя и обучающегося.

Для Цитирования:
Е. В. Романова, Проблемы строительного образования. Сметно-договорная работа в строительстве. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: