В эпоху цифровизации и повсеместного распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) многие сферы жизни получили приставку «цифровой»: цифровая экономика, цифровое правительство, цифровое ЖКХ, цифровое телевидение. Ключевыми признаками, отличающими цифровые процессы от традиционных, являются накопление, обработка и использование в цифровом виде больших объемов данных, что позволяет существенно повысить эффективность осуществления процессов мониторинга, управления, производства. Цифровизация не обошла стороной и процесс обучения. Вместе с расширением применения отдельных ИКТ в образовательном процессе в научную терминологию прочно вошло понятие «цифровая педагогика».
Вопрос о месте и статусе цифровой педагогики в структуре педагогической науки широко обсуждается в специальной литературе. Применение характеристики «цифровой» к отдельным отраслям профессиональной деятельности указывает не только на использование в ней цифровых компьютерных технологий, но и на принципиально новые возможности для развития как соответствующей профессиональной области, так и субъектов этой профессиональной деятельности. Вопросу о роли и месте цифровых технологий в профессиональном образовании, о применимости термина «цифровая педагогика» к современному процессу преподавания в высшей школе и посвящена данная статья.
Следуя выбранной логике рассуждения, определим цифровую педагогику как педагогику, построенную на использовании цифровых технологий. Ключевым смыслообразующим понятием в этом словосочетании является «педагогика» — наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Педагогика реализует свою прикладную функцию через ежедневную деятельность преподавателей. Меняет ли цифровизация педагогики сущность, цели и задачи самой науки? Конечно же, нет. Цифровизация касается лишь форм и методов, с помощью которых достигаются цели педагогической деятельности. Цифровая педагогика является той средой, оболочкой, в которой происходит формирование личности обучающегося и помимо традиционных методов и форм обучения используются цифровые и сквозные технологии, способные изменить качество педагогических процессов, а также субъектов педагогической деятельности: преподавателя и обучающегося.