В настоящее время почти половина российских предприятий сотрудничают со странами дальнего зарубежья (42%): в области машиностроения – 44%, в области пищевой промышленности – 56%, что говорит о высоком уровне интеграции промышленности страны в мировую экономику и вызывает необходимость создания четких международно-правовых рамок в сфере регулирования внешней торговли [1].
Важно отметить, что объем внутреннего рынка России составляет только 3% от мирового, а 40% российского экспорта имеют импортную составляющую [2].
На заседании генерального совета ВТО в Женеве 28 ноября 2014 г. все страны, входящие во Всемирную торговую организацию (ВТО), впервые за ее 19-летнюю историю заключили глобальное соглашение.
Документ, принятый 160 государствами мира, вводит стандарты для таможенного контроля и пограничных формальностей. Благодаря соглашению объем мировой торговли, по оценке Международной торговой палаты (ICC), в ближайшие годы увеличится примерно на 1 трлн долл. США, будет создано более 20 млн новых рабочих мест, что открывает большие потенциальные возможности для роста промышленного производства в России [3].
При вступлении страны в ВТО изменились макроэкономические условия промышленного производства в России, и ряд использовавшихся ранее эффективных тактик государственной политики не может применяться в силу несоответствия правилам ВТО. Например, запрещена прямая финансовая поддержка в форме субсидий отраслей промышленности и ограничены возможности тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Реализация стратегических инициатив государства в экономике (стратегии импортозамещения, технологического обновления основных фондов и реализации инновационной политики, протекционизм в отношении формирования и развития новых производств, кластерной политики, и др.) оказалась затруднена.
К числу предпринимаемых органами публичной власти мер стимулирования экономики в настоящее время относятся: ограничение роста тарифов естественных монополий; использование в качестве инвестиций в инфраструктурные проекты средств Фонда национального благосостояния (ФНБ); создание резервов денежных средств в целевых программах отраслевых министерств с целью минимизации потерь наиболее уязвимых отраслей российской промышленности от членства страны в ВТО и др.