По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.061

Проблемы российской системы образования в условиях глобального информационного общества

Э.А. Русецкая доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов и кредита ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Ставрополь
Н.Ю. Тараненко кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, социологии и психолого-педагогических дисциплин, проректор по учебной работе АНОО ВО «Институт социального образования», Воронеж
А.Ю. Ярецкая кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, социологии и психолого-педагогических дисциплин, АНОО ВО «Институт социального образования», Воронеж

В статье рассматривается сложность и противоречивость российской системы образования в условиях глобального информационного общества, присущие ей проблемы на данном этапе развития. Мероприятия Национального проекта «Образование», разработанные для реализации майских Указов Президента РФ, призваны способствовать решению проблем российской системы образования. Авторами статьи определены основные тенденции в развитии современного российского образования.

Литература:

1. Боброва Т.А. Современная система высшего образования Российской Федерации: основные проблемы и пути их решения // Молодой ученый. 2018. № 45.

2. Блинов В.И. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев. URL: firo.ranepa.ru>files... didakticheskoy_koncepcii.pdf.

3. Международная стандартная классификация образования МСКО 2011. Институт статистики. ЮНЕСКО. URL: http:// base.garant.ru/71576778/baf8d0298b9a39 23e3794eecbe3d1996/

4. Сундукова А.Х., Тараненко Н.Ю. Образование как социокультурный феномен. Ростов-н/Д.: СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2009.

5. Паспорт национального проекта «Образование». URL: https://strategy24.ru/ rf/projects/project/ view?slug=natsional-nyyproyekt-obrazovaniye&category=education

6. Шендрик А.И. Информационное общество и его культура: противоречия становления и развития // Знание. Понимание. Умение: информационный гуманитарный портал. Культурология. 2010. № 4. URL: http://www.zpu-journal. ru/e-zpu/2010/4/Shendrik/

7. Taranenko N.Yu. The Tendencies of the Development of Cultural Contradictions in the Information Society and Their Effect on the Development of the Educational System in Russia / N.Yu. Taranenko, E.A. Rusetskaya, V.N. Glaz, Yu.A. Glaz, O.A. Okorokova // Journal of History Culture and Art Research. 2018. Vol. 7. No. 3. September. URL: http://kutaksam.karabuk.edu.tr

8. Taranenko N.Yu. Education as Socio-cultural and Economic Potential of the Global Information Society / N.Yu. Taranenko, M.G. Rusetskiy, E.A. Yanova, O.A. Okorokova, T.G. Aygumov // Journal of History Culture and Art Research. 2019. Vol. 8. No. 1. URL: http:// kutaksam.karabuk.edu.tr

Сфера образования в последнее время становится одним из ведущих направлений развития ведущих стран мира. Однако если говорить о российской системе образования, то ее состояние в современном российском обществе сложно и противоречиво. Находясь последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса, система российского образования буквально «будоражатся» радикальными изменениями. Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни нашего общества.

Предметом нашего исследования стала современная система образования России в условиях глобального информационного общества. Исследование опирается на проблемный принцип, подразумевающий полидисциплинарность и междисциплинарность.

По определению Международной стандартной классификации образования, разработанной Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), под образованием понимаются «процессы, посредством которых общество целенаправленно передает накопленные знания, понимание, мироощущения, ценности, навыки, компетенции и модели поведения из поколения в поколение. Этот процесс включает коммуникацию с целью обучения» [3]. Исходя из этого определения «образование вместе с социумом находится в ситуации развития, саморазвития и эволюции, т. е. образование представляет многомерное социокультурное и социально-экономическое явление, определяемое в первую очередь историческим и системным развитием самого общества». Характеристика современной культурно-исторической эпохи как эпохи глобализации становится общепринятой, ведь Интернет и современные информационные технологии любой культурный акт делают всеобщим достоянием.

Строгое теоретическое осмысление понятия «информационное общество» еще не сформировалось, хотя и было введено в научный оборот в 60-х годах ХХ столетия. Сегодня о глобальном информационном обществе написано большое количество работ. Работы Д. Белла, Э. Тоффлера, Э. Шилза, Ж. Фурастье, Р. Лэйна, А. Турена, Дж.К. Гэлбрейта, З. Бжезинского, Й. Масуды, М. Кастельса, Ф. Уэбстера можно назвать фундаментальными в этой области. А.И. Шендрик под информационным обществом понимает «общество, которое возникает на следующем за постиндустриальным обществом этапе развития социальной системы, где имеют место коренные перемены в производстве, потреблении и распространении информации, которые в свою очередь, ведут к коренным изменениям во всех сферах общественной жизни, трансформируя ту систему связей и отношений, которая сформировалась на этапе постиндустриального развития» [6].

Для Цитирования:
Э.А. Русецкая, Н.Ю. Тараненко, А.Ю. Ярецкая, Проблемы российской системы образования в условиях глобального информационного общества. Юрист ВУЗа. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: