Сфера образования в последнее время становится одним из ведущих направлений развития ведущих стран мира. Однако если говорить о российской системе образования, то ее состояние в современном российском обществе сложно и противоречиво. Находясь последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса, система российского образования буквально «будоражатся» радикальными изменениями. Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни нашего общества.
Предметом нашего исследования стала современная система образования России в условиях глобального информационного общества. Исследование опирается на проблемный принцип, подразумевающий полидисциплинарность и междисциплинарность.
По определению Международной стандартной классификации образования, разработанной Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), под образованием понимаются «процессы, посредством которых общество целенаправленно передает накопленные знания, понимание, мироощущения, ценности, навыки, компетенции и модели поведения из поколения в поколение. Этот процесс включает коммуникацию с целью обучения» [3]. Исходя из этого определения «образование вместе с социумом находится в ситуации развития, саморазвития и эволюции, т. е. образование представляет многомерное социокультурное и социально-экономическое явление, определяемое в первую очередь историческим и системным развитием самого общества». Характеристика современной культурно-исторической эпохи как эпохи глобализации становится общепринятой, ведь Интернет и современные информационные технологии любой культурный акт делают всеобщим достоянием.
Строгое теоретическое осмысление понятия «информационное общество» еще не сформировалось, хотя и было введено в научный оборот в 60-х годах ХХ столетия. Сегодня о глобальном информационном обществе написано большое количество работ. Работы Д. Белла, Э. Тоффлера, Э. Шилза, Ж. Фурастье, Р. Лэйна, А. Турена, Дж.К. Гэлбрейта, З. Бжезинского, Й. Масуды, М. Кастельса, Ф. Уэбстера можно назвать фундаментальными в этой области. А.И. Шендрик под информационным обществом понимает «общество, которое возникает на следующем за постиндустриальным обществом этапе развития социальной системы, где имеют место коренные перемены в производстве, потреблении и распространении информации, которые в свою очередь, ведут к коренным изменениям во всех сферах общественной жизни, трансформируя ту систему связей и отношений, которая сформировалась на этапе постиндустриального развития» [6].