По Конституции РФ право на жилище является конституционным, и означает, что каждому гарантирована возможность иметь жилье, а также то, что никто не может быть безосновательно лишен своего жилища. При этом государство обеспечивает бесплатно жильем только определенные категории граждан. Так как в нашем государстве военная служба является общественно значимой, то законодательство установило государственные гарантии предоставления военнослужащим жилых помещений. Сейчас комплекс данных гарантий находится в стадии формирования. В связи с чем, исследование и выявление проблем, возникающих в процессе реализации, является значимым и имеет практическую и теоретическую ценность. Также актуальность обусловливается проводимой в стране военной реформой, в связи с сокращением войск, происходит увольнение военнослужащих по организационно-штатным мероприятиям, поэтому их необходимо обеспечить жильем согласно законодательству [1].
Оценка формирования законодательства о праве военнослужащих на жилище показала, что в зависимости от исторического периода, правовое регулирование обеспечения жильем военнослужащих разнилось по объему и содержанию, напрямую зависело от наличия в России в тот или иной промежуток времени политического и экономического режима, правил учреждения военной структуры государства и комплектования войск [2].
Так, в законодательных источниках Московской Руси и Российской империи право на жилище (квартирное довольствие) военнослужащих, как таковое, не выделялось, а регламентировалось в рамках права военнослужащих на материальное содержание в целом. До создания регулярной армии в России правовое регулирование отношений, связанных с прохождением военной службы, включая и вопросы материального обеспечения «ратных людей», осуществлялось в соответствии с главой 7 «О службе всяких ратных людей Московского государства» Соборного Уложения 1649 г. Только с формированием в начале XVIII в. Петром I регулярной российской армии на профессиональной основе и появлением кадровых офицеров, постоянно несущих службу, можно говорить о появлении специального правового института «квартирного обеспечения (довольствия) войск» [3].