Проведенный анализ существующего состояния организации внутрихозяйственных отношений показал, что в молочнопродуктовом подкомплексе Курганской области наблюдается несоответствие между проводимой аграрно-экономической реформой и применяемыми организационно-экономическими, социально-правовыми и другими элементами функционирования сельскохозяйственного производства [1]. В результате становление рыночных отношений в сельскохозяйственном производстве не привело к его стабилизации и улучшению снабжения населения продуктами питания. Для достижения стабильности и выхода сельскохозяйственного производства из кризиса возникает необходимость разработки механизма формирования системы хозяйственных отношений [3, 4], отражающей воспроизводительный процесс, организационно-технологические и социально-экономические особенности функционирования сельскохозяйственного и молокоперерабатывающего предприятия как единого целого, способного преодолеть диспропорции и сформировать оптимальные внутрихозяйственные связи по всей цепи в молочно-продуктовом подкомплексе [6], а также обеспечить ускорение темпов прироста продовольствия и сельскохозяйственного сырья при минимальных затратах всех видов производственных ресурсов.
Приоритетным направлением в решении указанной проблемы является формирование хозяйственных взаимоотношений по установлению связей со службой сбыта произведенной продукции. Система управления сбытовой деятельностью может эффективно функционировать только при наличии рациональной организации ее информационного обеспечения. В условиях рынка на передний план выходит потребность в знаниях о том, кому, когда и где продавать товар [2, 5]. Товаропроизводителям необходимо обладать оперативной, доступной и достоверной информацией о различных аспектах функционирования рынка.
Проведенные исследования свидетельствуют, что существующая информация в Курганской области имеет разносторонний характер, в ней отсутствуют многие необходимые показатели, она грешит недостоверностью и неоперативностью. В этих условиях создание системы информационного обеспечения для управленческих целей стало объективно необходимым. В настоящее время на предприятиях молочнопродуктового подкомплекса исследуемого региона сложились две тенденции, характеризующие работу службы сбыта молока и молочной продукции: