В настоящее время, по оценкам большинства экспертов, объем глобальной трансграничной цифровой торговли превышает 5 трлн долл., при этом на пространстве ЕАЭС ее объем составил в 2019 г. более 20 млрд долл.
Рейтинг стран-лидеров по доле цифровой торговли в общем объеме розничной торговли выглядит следующим образом. Великобритания уже давно занимает первое место. По оценке консалтинговой компании BCG, в 2015 г. доля цифровой торговли в общем объеме розничной торговли в Великобритании составляла 11,4 %. Второе место занимала Германия (10,2 %), за ней следовали Китай (8,4), США (6,8) и Япония (6,2 %). По оценке профессора Л. В. Лапидус, в настоящее время самый динамичный рынок цифровой торговли — Азиатско-Тихоокеанский регион за счет быстрого распространения в нем Интернета [1].
В России и других странах ЕАЭС наблюдаются растущие показатели развития цифровой торговли. В 2017 г. объем интернет-торговли на российском рынке составил около 945 млрд руб., или 4 % всего розничного оборота [2]. По итогам 2018 г. оборот электронной торговли превысил 1,1 трлн руб. Аналогичная ситуация складывается и в других странах ЕАЭС. Так, в 2017 г. в Казахстане электронная торговля составила 107 млрд тенге, или 1,2 % от общего объема розничной торговли, а в 2018 г. только за первое полугодие этот показатель превысил 101 млрд тенге, или 2,9 % от общего розничного товарооборота. Огромный потенциал для роста интернетторговли остается и в Белоруссии: по итогам 2017 г. доля электронной торговли в розничном товарообороте составила 2,8 %, или 1,1 млрд белорусских рублей. В 2018 г. рынок вырос еще на 20 % и превысил 1,3 млрд белорусских рублей [2].
Крупнейшие участники мирового рынка электронной торговли: AliExpress, Taobao, Gearbest (Китай); Wildberries, Citilink, Ozon, LaModa, Komus (Россия); River Island (Великобритания); Amazon, eBay (США); Forever 21 (Германия); Daily-3 (Япония) и др.
Политика большинства стран мира во многом напрямую зависит от цифровой экономики и цифровой торговли товарами и услугами. Например, в 2015 г. Европейская комиссия сформировала стратегию перехода к единому цифровому рынку [3]. В свою очередь, работа по развитию цифровой экономики в России осуществляется в тесном сотрудничестве с ЕАЭС, поэтому различные вопросы регулирования решаются на уровне Союза. Создание единого цифрового пространства и включение странучастниц в процесс глобальной цифровой трансформации регулярно обсуждаются руководителями государств — членов ЕАЭС во время саммитов [2].