По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.1 DOI:10.33920/vne-04-2002-04

Проблемы развития цифровой торговли стран — членов ЕАЭС

Алексеев Петр Викторович канд. экон. наук, вед. науч. сотр., Институт исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации 125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49 E-mail: palekseev@fa.ru

Одним из быстрорастущих в настоящее время сегментов мировой экономики является цифровая (интернет) торговля товарами и услугами, которая в перспективе может стать важным драйвером развития общего рынка товаров и услуг ЕАЭС, а также инструментом обеспечения успешного развития Союза. В статье показано, что дальнейшее развитие цифровой торговли в ЕАЭС сдерживается рядом проблем, в том числе фрагментированностью законодательства и отсутствием профильных стратегий в странах ЕАЭС, жесткостью подходов к продаже отдельных видов товаров через цифровые каналы на пространстве ЕАЭС, неразвитостью специального регулирования новых способов платежа. В связи с этим в статье показана необходимость формирования единой нормативно-правовой базы для регулирования цифровой экономики в ЕАЭС, а также разработки и совершенствования в России и других странах ЕАЭС нормативно-правовой базы, регулирующей электронную коммерцию.

Литература:

1. Лапидус Л. В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2019. — С. 45.

2. Безверхий А. С., Кирова Е. А. Проблемы налогообложения в цифровой экономике в рамках Евразийского экономического союза // Вестник ГУУ. — 2019. — № 1. — С. 84.

3. Digital Single Market: bringing down barriers to unlock online opportunities // The European Commission [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/priorities/ digital-singlemarket_en (дата обращения: 21.01.2020).

4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12 «Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71708158/. (дата обращения: 01.08.2019).

5. Аналитические обзоры «Об итогах взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза» за 2015–2019 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/ integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/ analytics/Documents (дата обращения: 21.01.2020).

6. Котляров Н. Н., Красавина Л. Н., Пищик В. Я. и др. Исследование интеграционных процессов в секторах современной мировой экономики: Евразийский экономический союз: учебник. — М.: Кнорус, 2019. — С. 87.

7. Методология формирования устойчивых конкурентных преимуществ государств — членов ЕАЭС в условиях нестабильности мировой экономики: монография / Под науч. ред. В. Л. Абрамова. — М.: Научные технологии, 2018. — С. 155.

8. Доклад о развитии цифровой (интернет) торговли ЕАЭС. — М.: Евразийская экономическая комиссия, 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 21.01.2020).

В настоящее время, по оценкам большинства экспертов, объем глобальной трансграничной цифровой торговли превышает 5 трлн долл., при этом на пространстве ЕАЭС ее объем составил в 2019 г. более 20 млрд долл.

Рейтинг стран-лидеров по доле цифровой торговли в общем объеме розничной торговли выглядит следующим образом. Великобритания уже давно занимает первое место. По оценке консалтинговой компании BCG, в 2015 г. доля цифровой торговли в общем объеме розничной торговли в Великобритании составляла 11,4 %. Второе место занимала Германия (10,2 %), за ней следовали Китай (8,4), США (6,8) и Япония (6,2 %). По оценке профессора Л. В. Лапидус, в настоящее время самый динамичный рынок цифровой торговли — Азиатско-Тихоокеанский регион за счет быстрого распространения в нем Интернета [1].

В России и других странах ЕАЭС наблюдаются растущие показатели развития цифровой торговли. В 2017 г. объем интернет-торговли на российском рынке составил около 945 млрд руб., или 4 % всего розничного оборота [2]. По итогам 2018 г. оборот электронной торговли превысил 1,1 трлн руб. Аналогичная ситуация складывается и в других странах ЕАЭС. Так, в 2017 г. в Казахстане электронная торговля составила 107 млрд тенге, или 1,2 % от общего объема розничной торговли, а в 2018 г. только за первое полугодие этот показатель превысил 101 млрд тенге, или 2,9 % от общего розничного товарооборота. Огромный потенциал для роста интернетторговли остается и в Белоруссии: по итогам 2017 г. доля электронной торговли в розничном товарообороте составила 2,8 %, или 1,1 млрд белорусских рублей. В 2018 г. рынок вырос еще на 20 % и превысил 1,3 млрд белорусских рублей [2].

Крупнейшие участники мирового рынка электронной торговли: AliExpress, Taobao, Gearbest (Китай); Wildberries, Citilink, Ozon, LaModa, Komus (Россия); River Island (Великобритания); Amazon, eBay (США); Forever 21 (Германия); Daily-3 (Япония) и др.

Политика большинства стран мира во многом напрямую зависит от цифровой экономики и цифровой торговли товарами и услугами. Например, в 2015 г. Европейская комиссия сформировала стратегию перехода к единому цифровому рынку [3]. В свою очередь, работа по развитию цифровой экономики в России осуществляется в тесном сотрудничестве с ЕАЭС, поэтому различные вопросы регулирования решаются на уровне Союза. Создание единого цифрового пространства и включение странучастниц в процесс глобальной цифровой трансформации регулярно обсуждаются руководителями государств — членов ЕАЭС во время саммитов [2].

Для Цитирования:
Алексеев Петр Викторович, Проблемы развития цифровой торговли стран — членов ЕАЭС. Международная экономика. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: