Если говорить о проблемах образования, то к первому блоку тем можно отнести такие проблемные вопросы, как целесообразность реформирования или отмены ЕГЭ [5], введение болонской системы, роль воспитания в образовании и пр. Второй блок дискуссионных тем касается таких проблемных вопросов, как материальное положение работников образования, уровень аудиторных нагрузок, степень бюрократизации педагогической работы и пр. Это и понятно, ведь о каком качестве образования может идти речь, если те, кто отвечает за непосредственное обеспечение этого качества, находятся в трудном материальном положении, перегружены «горловой» и бюрократической работой, не имеют времени на полноценную научно-исследовательскую работу? Понятное дело, что в этих условиях серьезно говорить о повышении качества образования не приходится. Неспроста указанным проблемам был даже посвящен форум преподавателей высшей школы, прошедший 11–12 июня 2016 года в Москве. Организаторами форума выступили профсоюз «Университетская солидарность» и Общероссийское объединение профсоюзов «Конфедерация труда России». В его работе также приняли участие преподаватели и профсоюзные активисты многих регионов страны [9].
С другой стороны, если сам принцип системы образования отталкивается от того, что образование — не право, а в первую очередь товар, что образование необходимо для производства специалиста, но не личности, то одними материальными вливаниями в образовательную сферу (отметим, что сегодня и этого явно недостает) проблемы не решить. Здесь вопрос встает о содержании образования. Можно тратить большие средства на обеспечение аудиторий вузов и школ компьютерной техникой, можно повышать заработные платы преподавательскому составу, но если сама система образования не ставит себе в качестве одной из основных задач формирование всесторонне развитой личности, а сосредоточена исключительно на выпуске узкого специалиста, вряд ли стоит ожидать прорывов в деле подъема культурного (в широком смысле слова) уровня нашего народа.