Дата поступления рукописи в редакцию: 27.04.2024.
Дата принятия рукописи в печать: 29.04.2024.
В условиях современного развития цифровых технологий остается мало категорий товаров, которые нельзя купить путем электронной коммерции. Однако покупка нового автомобиля онлайн остается исключением. Менее 1% купленных автомобилей на ведущих мировых рынках, таких как Китай, США и ЕС, покупается онлайн [4, 6, 7]. В России также покупатели предпочитают покупать автомобили в классических автосалонах. После ухода западных компаний с российского автомобильного рынка новые восточные партнеры еще только осваивают рынок РФ и находятся в начале пути развития дилерских сетей и других каналов продаж автомобилей. В статье рассмотрены основные проблемы использования электронной коммерции для продажи новых автомобилей на основании сделанных на ведущих мировых рынках исследований потребителей.
Отрасль автомобилестроения наукоемкая, играет ключевую роль в развитии национальной экономики, представляет собой важный элемент национальной безопасности. Один доллар, потраченный в отрасли автомобилестроения, увеличивает НВП на 3 доллара, среднее значение мультипликатора составляет 2,2, и это лучший показатель среди всех отраслей экономики. Переход автомобильной промышленности к электронной коммерции является одной из наилучших стратегий развития отрасли.
Переход на онлайн-продажи имеет преимущества как для покупателей, так и для производителей и продавцов (табл. 1).
Для понимания масштабов развития автомобильной электронной коммерции определим, какую долю в мире занимает данный рынок, и проанализируем прогнозы по его развитию. Согласно данным Statista, выручка (доход) мировой автомобильной промышленности за 2021 г. составила 2,65 трлн долл. США (2,8% от мирового ВВП), автомобильная электронная промышленность — 14,7% автомобильной отрасли. На покупку новых автомобилей онлайн приходится менее 1% от общей прибыли электронной коммерции. Однако автомобильная промышленность играет ключевую роль в мировой экономике, так как она создает миллионы рабочих мест, способствует развитию других отраслей, таких как производство запчастей, транспортировка, туризм и т. д. Кроме того, автомобильная промышленность является одной из основных отраслей мировой торговли и имеет значительное влияние на национальные экономики различных стран, в том числе и на Российскую Федерацию.