По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.1

Проблемы разработки систем мониторинга электротехнического комплекса автотранспорта

Новикова А.П. Самарский государственный технический университет, г. Самара, E-mail: novikova@yandex.ru

Работа посвящена анализу состояния разработок и определению перспектив развития электротехнических систем мониторинга работоспособности электромобилей (ЭМБ), автомобилей с комбинированной энергоустановкой (АКЭУ), автотранспортных объектов (АТО). Производится математическое моделирование перспективных вариантов, определенных из патентного анализа разработок в данной области, для определения достоинств и недостатков каждого из методов. На основе полученных результатов предлагается концепция нового научно-технического решения задачи мониторинга электротехнического комплекса электропитания (ЭКЭП) АТО.

Литература:

1. Нагайцев М.В. АТС с  комбинированными энергоустановками (КЭУ): монография [Текст] / М.В. Нагайцев, А.А. Эйдинов. – М.: Типография НАМИ, 2014. – 442 с.

2. Нагайцев М.В. Электромобили: монография [Текст]  / М.В.  Нагайцев, А.А.  Эйдинов.  – М.: Типография НАМИ, 2014. – 515 с.

3. Шакиров М.А. Теоретические основы электротехники. Новые идеи и принципы. Схемоанализ и диакоптика. – СПб.: СПбГТУ, 2001. – 212 с.

4. Новикова А.П. Интеллектуальная информационная система диагностики состояния автономных транспортных объектов / А.П. Новикова, В.Н. Козловский, С.В. Петровский // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 6 (часть 1). – С. 73–77.

5. Иванов Е.В., Дьячков  А.А. Как правильно измерить сопротивление изоляции электроустановок (метод уравновешенного моста) // Новости электротехники. – 2008. – № 4(52). – С. 38–46.

6. Иванов  Е.А., Тюгай  С.Л., Золотницкий В.М., Лачин В.И. Дистанционное определение места снижения сопротивления изоляции в сетях постоянного тока, состоящих из последовательно соединенных элементов.  – Промышленная энергетика. 1996. – № 3.

7. Правила устройства электроустановок (ПУЭ), изд. 7, (п.1.8.37 и табл. 1.8.34). – М., 2001–2004 гг.

8. Куликовский К.Л., Купер  В.Я. Методы и средства измерений: Учеб. пособие для вузов. – М.: Энергоатомиздат, 1986. – 448 с.

9. Куликовский К.Л., Купер В.Я. Методы и средства измерений: Учеб. пособие для вузов. – М.: Энергоатомиздат, 1986. – 448 с.

10. Пат. № 2010247, РФ, МПК G01R 27/02. Способ определения сопротивления путей утечек тока на землю в электрических системах / Седов А.В., Лачин В.И., Малина А.К.; заявитель и патентообладатель Новочеркасский политехнический университет; заявл. 02.12.1991; опуб.30.03.1994, Бюлл. № 6. – 4 с.

11. А.с. №  369515, СССР, МКИ G01R 27/18. Способ измерения сопротивления изоляции сетей постоянного тока относительно корпуса (земли)  / Иванов  Е.А., Лебедев В.С., Григорьев З.Н., Бабаев В.И., Башлыков Н.М., Гандин Б.Д., Китаенко Г.И. (СССР). – 146656 1/24-7; заявлено 17.11.1970; опуб.08.02.1973, Бюлл. № 11. – С. 2.

12. Пат. №  2101716, РФ, МПК G01R 27/02. Способ измерения установившегося значения сопротивления изоляции / Серебряков  А.С.  – Опуб. 10.01.98, Бюлл. № 3. – 3 с.

13. А.с. № 370551, СССР, МКИ G01R 27/18. Устройство для измерения сопротивления изоляции  / Васин  И.М., Калашников  Н.С. (СССР). – 1686162/18-10; заявлено 26.07.1971; опуб.18.11.1973, Бюлл. № 11. – С. 2.

14. Пат. №  2175138, РФ, МПК G01R 27/18. Способ измерения сопротивления изоляции силовой сети электроустановок транспорта под рабочим напряжением и устройство для его реализации / Башлыков  Н.М., Галка  В.Л., Ильинский  И.Н., Лазаревский  Н.А., Лебедев  В.С.; заявитель и  патентообладатель «ФГУП “ЦНИИСЭТ”»; № 2001101645/28; заявл.02.12.00; опуб.20.10.01. – 4 с.

15. Пат. №  2279099, РФ, МПК G01R 27/18. Способ контроля сопротивления изоляции троллейбусов и оценки условий его безопасной эксплуатации / Малафеев С.И., Серебренников Н.А., Фролкин В.Г.; №  2009109457628/28; заявл. 10.04.2004; опубл.27.06.06, Бюлл. № 11. – 2 с.

16. Пат. №  2384855, РФ, МПК G01R 27/18. Способ измерения сопротивления изоляции в  цепях постоянного тока  / Романов  С.В.; заявитель и  патентообладатель Романов  С.В.; №  2008150009/28; заявл. 17.12.2008; опуб. 20.03.2010, Бюлл. № 10. – 5 с.

17. Пат. №  2230332, РФ, МПК G01R 27/16. Устройство для измерения электрического сопротивления изоляции  / Бородянский  М.Е., Бородянский  И.М., Банщиков  Ю. А., Наумкин  В.П., Степаненков  М.А., Шляхтин  С.А.; заявитель и  патентообладатель НКБ «МИУС» ТРТУ; №  2002120988; заявл. 30.07.2002; опуб. 10.06.2004. – 3 с.

18. Пат. №  2403580, РФ, МПК G01R 27/18. Устройство измерения и контроля эквивалентного сопротивления изоляции изолированных от земли силовых электрических сетей постоянного тока под рабочим напряжением / Васин И.М., Калашников Н.С.; заявитель и патентообладатель «ФГУП “ЦНИИСЭТ»» № 2009118054/28; заявл. 12.05.2009; опуб.10.10.10. Бюлл № 31. – 3 с.

19. Пат. №  2403580, РФ, МПК G01R 27/18. Устройство измерения и контроля эквивалентного сопротивления изоляции изолированных от земли силовых электрических сетей постоянного тока под рабочим напряжением / Васин И.М., Калашников Н.С.; заявитель и патентообладатель «ФГУП “ЦНИИСЭТ”» № 2009118054/28; заявл. 12.05.2009; опуб.10.10.10. Бюлл № 31. – 3 с.

Тенденции развития мировой автомобильной промышленности сегодня обусловлены рядом факторов, ключевым образом влияющих на проектно-технологический облик современных автотранспортных средств:

  1. Ужесточение конкуренции требует от автопроизводителей решений связанных с оптимизацией цены и качества новых продуктов.
  2. Повышается роль инновационной составляющей компонентной базы автомобилей как одной из основных в формировании потребительских свойств продуктов.
  3. Системное ужесточение экологических норм и требований по безопасности толкает автопроизводителей развивать соответствующие технологии.

Все вышеизложенное обеспечивает развитие новых направлений автотранспортной тематики, связанных с активной интеграцией в автомобильный транспорт новых компонентов электрооборудования и  электроники. В  перспективе это приведет к замещению целого ряда автомобильных систем соответствующим электрооборудованием. А  комплекс бортового электрооборудования автомобиля превратится в наиболее значимый комплекс АТС (рис. 1).

Рассматривая экологические причины, на передний план выходит тенденция уменьшения вредных выбросов в окружающую среду, а также непосредственного сжигания кислорода (рис. 2).

В свою очередь в  структуре выбросов  CO2 от транспорта основную роль играют выбросы от легковых транспортных средств (43,3%) и  выбросы от грузового транспорта (22,2%) (рис.  3). Одним из решений в  этом вопросе является совершенствование конструкций и рабочих процессов ДВС с применением комплексных электронных систем управления и  нейтрализации отработанных газов. В этом направлении при поддержке государства устанавливаются различные нормативы и  стандарты, удерживающие применение расходного топлива в  определенном коридоре. Так, за время действия стандартов «Евро» с 1993 г. количество вредных веществ в  отработанных газах (ОГ) от автомобилей с ДВС снизилось более чем в  2  раза. Всего за последние 40 лет содержание токсичных компонентов в  ОГ одного автомобиля уменьшилось на 70%.

Для Цитирования:
Новикова А.П., Проблемы разработки систем мониторинга электротехнического комплекса автотранспорта. Главный энергетик. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: