В крупных городах России водители пассажирского транспорта постоянно выполняют сложную, напряженную работу. Это становится фактором, способствующим возникновению серьезных психических и нервных перегрузок, стресса.
За один час работы водители воспринимают не менее 200 различных сигналов. За смену общее количество сигналов возрастает до 1700–2000. На все получаемые сигналы водитель должен экстренно реагировать в целях избежания дорожно-транспортного происшествия. Как свидетельствуют социолого-статистические опросы, в час водитель наблюдает не менее 3–6 предаварийных ситуаций, что становится еще одним фактором нервного перенапряжения.
Эксперты отмечают, что один час работы на дороге мегаполиса фактически равняется шести часам деятельности человека, занимающегося тяжелым физическим трудом (при этом, отметим, только 25 % мышц тела участвует в управлении транспортным средством): в городских условиях водители в течение одного часа выполняют не менее 900 разных движений по управлению автобусом. 91 % времени сосредоточен за наблюдением, 80%— это активные действия.
Труд работников городского общественного транспорта относится по «Критериям и классификации условий труда Р. 2.2.2006-05», к третьей категории второй степени вредности. Это означает, что водитель общественного транспорта испытывает значительные физические и нервные перегрузки, которые могут негативным образом сказаться на качестве предоставляемых услуг.
В нескольких субъектах Федерации проводилось эмпирическое наблюдение за состоянием водителей пассажирского транспорта. Охват выборки— более 40 человек.
При определении напряженности труда рассматривались следующие пункты:
• сила и выносливость мышц определялась через метод динамометрии;
• напряженность — количество объектов наблюдения;
• длительность сосредоточенного наблюдения;
• плотность сигналов, поступающих водителю за период времени;
• нервная напряженность.
Некоторые выводы, полученные в результате анализа поступивших данных.