Психологическое искусство. В общем-то, все искусство психологично, разница в глубинности затронутых слоев человеческого сознания, в задачах и целях. Моей целью в данном случае является усовершенствование восприятия художественных полотен.
АБСТРОРЕАЛИЗМ — это стиль живописи, гармонично совмещающий абстракционизм и реализм в рамках одного произведения на едином носителе (холст, картон и т.д.), базирующийся на символизме.
Являясь разновидностью психологического искусства, абстрореализм может показаться подобным сюрреализму, но эти два направления в корне противоположны.
В отличие от сюрреализма, фиксирующего бессознательное, «случайные моменты», абстрореализм, наоборот, фиксирует «осознанные моменты», иллюстрирует психологические состояния и вполне определенные мысли человека, отображая их в несвойственной или нереальной форме, обстановке для большего вовлечения зрителя в поставленную проблему. Действительные предметы, будучи сами символами или воплощающие символ события, вполне доступны пониманию и прочтению, даже если интерпретация автора не совпадает с интерпретацией зрителя, так как сам символ частично абстрактен. Он не заключен в жесткие рамки заданной условности — многогранен. Обозрим с разных точек и под разными углами, меняющими его истолкование, однако не меняющими его глубинной сущности.
Кроме того, реальное изображение «размывается» и постепенно перетекает в чистую абстракцию — ту самую неопределенность объема, отражающую сиюминутное состояние и служащую для пробуждения бессознательного. Активация бессознательного, являющегося хранилищем всего пережитого, включая генетическую память, при отдыхающем сознательном восприятии, с одной стороны, нейтрализует ранее полученное эмоциональное впечатление, с другой — усиливает сопереживание зрителя на подсознательном уровне. Цикл «работа — усталость — отдых» совершен полностью. Увиденное отразилось в сознании, отправив в бессознательное самые важные для индивида моменты.
Вопрос в том, как проводилась «работа» и что в результате отправилось в бессознательное. Насколько эффективен был процесс? Абстрореалистическая картина по сути своей — полноценная живопись, соответственно, при ее восприятии будет преобладать эмоциональная нагрузка, которая в ряде случаев просто «подавит» логическое начало. Следовательно, чистую живопись нужно разбавить не цветовыми графическими включениями, как самоценными частями художественного произведения. Это художественное произведение (полуживопись, полуграфика) — субстазия.