По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Проблемы психологического искусства

Ключевые слова:

Художник Ольга Мочалова — автор новых направлений психологического искусства: абстрореализма и субстазического искусства. Член Творческого союза художников России и Международной федерации художников с 1989 года, член Союза архитекторов СССР с 1991 года, Творческого союза профессиональных художников с 2010 года, НП «Искусство без границ» с 2014 года. В настоящее время работает в области станковой живописи, графики, боди-арта и арт-терапии. Участник более 100 выставок. Работы хранятся в частных и государственных коллекциях в России и за рубежом. Включена в состав «Единого художественного рейтинга». Лауреат многочисленных российских и международных конкурсов. Персональные выставки и экспозиции проходили как в России, так и за рубежом (Лондон). Персональный сайт: http://www.mochalova.ru.

Психологическое искусство. В общем-то, все искусство психологично, разница в глубинности затронутых слоев человеческого сознания, в задачах и целях. Моей целью в данном случае является усовершенствование восприятия художественных полотен.

АБСТРОРЕАЛИЗМ — это стиль живописи, гармонично совмещающий абстракционизм и реализм в рамках одного произведения на едином носителе (холст, картон и т.д.), базирующийся на символизме.

Являясь разновидностью психологического искусства, абстрореализм может показаться подобным сюрреализму, но эти два направления в корне противоположны.

В отличие от сюрреализма, фиксирующего бессознательное, «случайные моменты», абстрореализм, наоборот, фиксирует «осознанные моменты», иллюстрирует психологические состояния и вполне определенные мысли человека, отображая их в несвойственной или нереальной форме, обстановке для большего вовлечения зрителя в поставленную проблему. Действительные предметы, будучи сами символами или воплощающие символ события, вполне доступны пониманию и прочтению, даже если интерпретация автора не совпадает с интерпретацией зрителя, так как сам символ частично абстрактен. Он не заключен в жесткие рамки заданной условности — многогранен. Обозрим с разных точек и под разными углами, меняющими его истолкование, однако не меняющими его глубинной сущности.

Кроме того, реальное изображение «размывается» и постепенно перетекает в чистую абстракцию — ту самую неопределенность объема, отражающую сиюминутное состояние и служащую для пробуждения бессознательного. Активация бессознательного, являющегося хранилищем всего пережитого, включая генетическую память, при отдыхающем сознательном восприятии, с одной стороны, нейтрализует ранее полученное эмоциональное впечатление, с другой — усиливает сопереживание зрителя на подсознательном уровне. Цикл «работа — усталость — отдых» совершен полностью. Увиденное отразилось в сознании, отправив в бессознательное самые важные для индивида моменты.

Вопрос в том, как проводилась «работа» и что в результате отправилось в бессознательное. Насколько эффективен был процесс? Абстрореалистическая картина по сути своей — полноценная живопись, соответственно, при ее восприятии будет преобладать эмоциональная нагрузка, которая в ряде случаев просто «подавит» логическое начало. Следовательно, чистую живопись нужно разбавить не цветовыми графическими включениями, как самоценными частями художественного произведения. Это художественное произведение (полуживопись, полуграфика) — субстазия.

Для Цитирования:
Проблемы психологического искусства. Дом культуры. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: