По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347

Проблемы правового регулирования профессиональной деятельности застройщика

В.Б. Гольцов доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Гатчина
Н.М. Голованов кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Гатчина

В статье приводятся базовые признаки застройщика, установленные Градостроительным кодексом РФ. Рассматривается действующее российское законодательство, регламентирующее профессиональную деятельность застройщика; вскрываются его недостатки в части определения правовой основы взаимоотношений застройщика с другими участниками строительства. Вносятся предложения по корректировке соответствующих правовых норм.

Литература:

1. Андреева Г.С. Оценка финансово-экономической устойчивости компаний в условиях развития системы саморегулирования: дис. … канд. экон. наук. СПб., 2018. 189 с.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. от 1 мая 2022 г.) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_305/?ysclid=ld1 cgog1983636641 96.

3. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019): утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17 июля 2019 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2020. № 2.

4. Определение Верховного Суда РФ от 11 декабря 2019 г. № 302-ЭС19-24075 по делу № А19-1469/2019 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ. URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenieverkhovnogo-suda-rf-ot-11122019-n-302es1924075-po-delu-n-a19-14692019/? ysclid=ld1cp dvz3t896782663.

5. О порядке стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией: постановление Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. № 1567 (в ред. от 25 ноября 2020 г.) // Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: https:// base.garant.ru/71582798/?ysclid=ld1csej jc3700573790.

6. Об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб: постановление Правительства РФ от 28 апреля 2021 г. № 663 (в ред. от 6 октября 2021 г.) // Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/400727299/?ysclid= ld1cuimhzv11082040.

7. Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»: приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 апреля 2020 г. № 687 (в ред. от 20 апреля 2021 г.) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https:// docs.cntd.ru/document/ 564577621?ysclid= ld1cz9cfn6410002887.

Застройщик — ключевая фигура в капитальном строительстве: он и начинает, и завершает строительство. Согласно п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) [2] застройщик должен отвечать двум обязательным признакам: во-первых, у него должны быть права на застраиваемый земельный участок; во-вторых, именно застройщик должен выполнять функцию обеспечения спектра строительных работ в целом. Наряду с указанной основной функцией, застройщик по мере необходимости может выполнять и иные функции, в частности инвестора, заказчика, подрядчика.

К сожалению, в действующем законодательстве содержатся нормы, существенно затрудняющие профессиональную деятельность застройщиков, особенно относительно взаимоотношений с контрольно-надзорными органами, органами стандартизации и сертификации строительной деятельности, саморегулируемыми организациями (СРО) строителей и дольщиками.

Так, в соответствии со ст. 55 ГрК РФ для получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию к соответствующему заявлению требуется приложить ряд обязательных документов, в том числе ранее полученное разрешение на строительство (п. 3 ч. 3). Указанное разрешение выдают на период реализации архитектурного проекта. На практике возникают ситуации, при которых срок действия разрешения на строительство истекает до момента подачи застройщиком заявления о вводе объекта в эксплуатацию. В подобных ситуациях нередко государственные органы и органы местного самоуправления отказывают в рассмотрении поданного заявления в связи с истечением сроков строительства [4]. Такой отказ противоречит действующему законодательству, поскольку п. 1 ч. 6 ст. 55 ГрК РФ относит к основаниям отказа во вводе объекта в эксплуатацию отсутствие обязательных документов, в том числе разрешения на строительство, а не истечение предусмотренного в нем срока. Кроме того, не содержатся в ГрК РФ и нормы о сроках подачи заявления на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после завершения строительных работ. В этой связи можно было бы рекомендовать уточнение п. 3 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ указанием на то, что истечение срока действия разрешения на строительство не является основанием для отказа в его принятии.

Для Цитирования:
В.Б. Гольцов, Н.М. Голованов, Проблемы правового регулирования профессиональной деятельности застройщика. Юрисконсульт в строительстве. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: