Современные условия общественного развития предъявляют новые требования к подготовке специалистов для различных сфер профессиональной деятельности. Особое внимание Российского государства и общества приковано к изменениям в сфере образования. Сегодня от работников образования зависит воспитание поколений, умеющих использовать правовые знания в жизни и в профессиональной деятельности, реализовывать свои права, соблюдающих требования правовых норм, уважительно относящихся к законодательству и правам других людей.
В нынешних условиях происходит интенсивное обновление образовательного законодательства, осуществляется диверсификация образовательных программ, происходят изменения в правовом статусе работников образования [1, с. 9]. В этих обстоятельствах педагог не только участвует в формировании правосознания и правовой культуры подрастающего поколения, но и должен сам активно осваивать правовое пространство. Актуальная проблема рассогласования запросов общества к уровню правовой компетентности педагога и имеющейся практикой подготовки учителя (независимо от его «предметной» специализации) до сих пор решается недостаточно продуктивно.
Анализ результатов социологических исследований показывает, что работники образования плохо разбираются в нормативно-правовых и организационных основах деятельности образовательных учреждений, не владеют информацией о регулировании труда педагогических работников [2, с. 24]. Анализ материалов СМИ свидетельствуют об увеличении количества конфликтных ситуаций в образовательной среде, уходе молодых педагогов из школы, растущем недовольстве родительского сообщества состоянием общего образования, напряженном эмоциональном климате [3, с. 14]. Причины этих негативных тенденций различны и лежат как в сфере образовательных отношений, так и за ее пределами. Одной из важнейших причин проблем развития современной образовательной сферы в России выступает отставание динамики развития правовой компетентности педагогического работника от скорости изменения образовательных отношений в современной школе. «Результат стагнации в развитии правовой компетентности определяется тем, что педагоги подчас не знакомы с содержанием новых государственных актов в сфере образования, решают проблемные вопросы в образовательной сфере на основе интуиции, житейского опыта или устаревших правовых норм» [4, с. 170].