По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 340.1

Проблемы повышения нормативно-правовой компетентности работников образования*

А.М. Муртазалиев Дагестанский государственный университет, г. Махачкала
С.Р. Бекишиева Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Статья посвящена вопросам формирования нормативно-правовой компетентности работников образования, которая предполагает использование в педагогической деятельности официальных документов, обеспечивающих обучение и воспитание учащихся в современных условиях. В статье рассматриваются проблемы нормативноправовой компетентности работников образования, выявленные в результате социологического исследования по различным аспектам соответствующей проблемы с помощью ряда анкетных и тестовых методик в рамках реализации проекта «Правовая компетентность работников образования» в Дагестанском институте развития образования совместно с Дагестанским государственным университетом. Полученные результаты позволили выявить потребность и основные трудности в нормативно-правовой компетентности работников образования, а также определить недостаточный уровень владения знаниями и умениями. Делается вывод о необходимости развития нормативно-правовой компетентности на двух образовательных этапах: вузовском и послевузовском.

Литература:

1. Азизова В.Т. Нормативные основы правовой компетентности работников образования // Юридический вестник ДГУ. – 2016. – № 3.

2. Аникина А.С., Постников П.Г. Правовая компетентность как планируемый результат профессиональной подготовки педагога // Педагогическое образование и наука. – 2012. – № 2.

3. Муртазалиев А.М., Мирзаев М.А. Правовая компетентность будущего педагога // Юридический вестник ДГУ. – 2016. – № 3.

4. Аникина А.С. Формирование правовой компетентности будущего педагога с использованием комплекса профессионально-ориентированных правовых задач: дис. ... канд. пед. наук. – Тюмень, 2011.

5. Ничагина А.В. Содержание и структура нормативно-правовой компетентности учителя // Наука XXI века: сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 2016.

6. Микаилов Д.А., Алижанова Х.А. Содержание и структура правовой компетентности будущего бакалавра педагогики // Новый взгляд. Международный научный вестник. – 2015. – № 10 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// cyberleninka.ru.

7. Нуриахметова Н.Р. Модель формирования нормативно-правовой компетентности будущих педагогов и учителей в образовательном процессе учреждений высшего и дополнительного профессионального образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – Т. 6. – № 2.

8. Бекишиева С.Р. Правовая компетентность педагога как предмет юридических исследований // Юридический вестник ДГУ. – 2016. – № 2.

9. Кувандыкова Л.З., Белоновская И.Д. Развитие правовой компетентности будущего бакалавра педагогики как актуальная проблема педагогического исследования // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.science-education.ru/ru/article/ view?id=6768.

10. Московцев Д.В. Теоретикометодологический подход к формированию правовой компетентности у будущих педагогов профессионального образования // Вестник Московского государственного областного университета. – Сер.: Педагогика. – 2015. – № 3.

Современные условия общественного развития предъявляют новые требования к подготовке специалистов для различных сфер профессиональной деятельности. Особое внимание Российского государства и общества приковано к изменениям в сфере образования. Сегодня от работников образования зависит воспитание поколений, умеющих использовать правовые знания в жизни и в профессиональной деятельности, реализовывать свои права, соблюдающих требования правовых норм, уважительно относящихся к законодательству и правам других людей.

В нынешних условиях происходит интенсивное обновление образовательного законодательства, осуществляется диверсификация образовательных программ, происходят изменения в правовом статусе работников образования [1, с. 9]. В этих обстоятельствах педагог не только участвует в формировании правосознания и правовой культуры подрастающего поколения, но и должен сам активно осваивать правовое пространство. Актуальная проблема рассогласования запросов общества к уровню правовой компетентности педагога и имеющейся практикой подготовки учителя (независимо от его «предметной» специализации) до сих пор решается недостаточно продуктивно.

Анализ результатов социологических исследований показывает, что работники образования плохо разбираются в нормативно-правовых и организационных основах деятельности образовательных учреждений, не владеют информацией о регулировании труда педагогических работников [2, с. 24]. Анализ материалов СМИ свидетельствуют об увеличении количества конфликтных ситуаций в образовательной среде, уходе молодых педагогов из школы, растущем недовольстве родительского сообщества состоянием общего образования, напряженном эмоциональном климате [3, с. 14]. Причины этих негативных тенденций различны и лежат как в сфере образовательных отношений, так и за ее пределами. Одной из важнейших причин проблем развития современной образовательной сферы в России выступает отставание динамики развития правовой компетентности педагогического работника от скорости изменения образовательных отношений в современной школе. «Результат стагнации в развитии правовой компетентности определяется тем, что педагоги подчас не знакомы с содержанием новых государственных актов в сфере образования, решают проблемные вопросы в образовательной сфере на основе интуиции, житейского опыта или устаревших правовых норм» [4, с. 170].

Для Цитирования:
А.М. Муртазалиев, С.Р. Бекишиева, Проблемы повышения нормативно-правовой компетентности работников образования*. Юрист ВУЗа. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: