В настоящее время из различных проявлений терроризма одну из наиболее существенных угроз обществу представляет терроризм на транспорте. Наиболее частым атакам террористов подвергаются объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортные средства (ТС). По статистическим данным, до 70 % терактов совершается через транспорт, посредством транспорта либо с его помощью [1].
В системе обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) особое место отводится автомобильному и городскому наземному электрическому транспорту (АиГНЭТ). В сфере ОТБ АиГНЭТ количество поднадзорных субъектов транспортной инфраструктуры на порядок выше, чем в других видах транспорта вместе взятых. Только за последние три года было принято более десятка подзаконных актов, устанавливающих новые требования в сфере обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС автомобильного и городского наземного электрического транспорта. Это направление является новым как для субъектов транспортной инфраструктуры, так и для образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров. Реализация ряда новых требований субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками вызывает существенные затруднения, а порой принципиально невозможна.
Это в первую очередь относится к кадровому обеспечению транспортной безопасности.
В настоящее время система подготовки кадров (сил обеспечения транспортной безопасности) реализуется посредством повышения квалификации работников по типовым дополнительным профессиональным программам [2]. Полученные при подготовке сил ОТБ знания, умения, навыки подлежат проверке в ходе обязательной аттестации. Аттестация сил ОТБ вызывает затруднения вследствие недостаточного количества аттестующих организаций, количество которых на 1 июня 2017 г. равно десяти, из которых 70 % расположены в Центральном федеральном округе.
Слушателями программ [2] повышения квалификации могут быть лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Для работников, назначенных из числа членов экипажа ТС [3] в качестве лиц, ответственных за ОТБ на транспортном средстве автомобильного и городского наземного транспорта, это требование, как показывает практика, невыполнимо. Причиной является отсутствие у большинства работников высшего или среднего профессионального образования. В данном случае при разработке требований к подготовке сил ОБТ на ТС не была учтена специфика АиГНЭТ. Отмеченные проблемы затрудняют разработку и реализацию планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС автомобильного и городского наземного электрического транспорта.