В жизни государства и общества немало аспектов, которые в отдельные периоды их развития воспринимаются по-разному, но, тем не менее, всегда остаются в числе важных, определяющих характер нации и представляющих ее социальные институты. К числу таких фундаментальных понятий по праву следует отнести патриотизм. В истории России были времена, когда его значение поднималось высоко и ложилось в основу государственной идеологии, но были и такие периоды, в которые само это слово воспринималось многими как пережиток уходящего социально-политического строя. Ослабление патриотического воспитания населения и в первую очередь молодежи может негативно сказаться на правоохранительной системе и обороноспособности страны. Эта проблема нередко обсуждалась на достаточно высоком уровне, но до практической реализации планов по ее преодолению дело доходило далеко не всегда. Сложившаяся международная обстановка призывает заострить внимание на этом вопросе. Не случайно Президент Российской Федерации В.В. Путин 23.09.2022 г. обсудил с постоянными членами Совета Безопасности Российской Федерации организацию работы по патриотическому и нравственному воспитанию в системе высшей школы, в системе просвещения [1]. Прослеживается связь с поручением Президента Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов федерации о необходимости в сжатые сроки «провести анализ документов стратегического планирования и нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, регулирующих вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания, и внести в них изменения, направленные на гармонизацию и унификацию содержащихся в них определений понятий «духовно-нравственные ценности» и «духовно-нравственное воспитание»« [2]. Следует отметить, что работа над формированием нормативно-правового обеспечения данной проблемы велась, но не была завершена.
Обратимся к материалам проекта федерального закона № 315234-7 «О патриотическом воспитании в Российской Федерации», который впервые был внесен для обсуждения Государственной Думой еще в ноябре 2017 года, но по ряду позиций дорабатывается до настоящего времени. В четвертой статье данного законопроекта определены цели и задачи патриотического воспитания. В частности, сформулирована следующая цель указанной деятельности: «создание и укоренение в обществе основ патриотизма как приоритетных духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших социально значимых качеств личности и способности проявить их в созидательном процессе в интересах общества и государства, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его безопасности» [3].