Эффективное использование объектов культурного наследия является неотъемлемым критерием обеспечения их сохранности. Охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 №73‑ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон об объектах) [1] и иными нормативными актами.
Роль культуры закреплена в официальных документах — Основах государственной культурной политики и Стратегии государственной политики в сфере культуры и туризма. Целями Стратегии «Развитие культуры и туризма на период до 2030 года», а также с учетом положений национального проекта «Культура» являются сохранение культурного и исторического наследия, расширение доступа к культурным ценностям и информации.
Данные объекты являются частью культурного наследия страны и подлежат государственной охране и внесению в единый реестр объектов культурного наследия. Каждый объект имеет требования к его использованию и содержанию путем установления требований охранного обязательства. Охрана объектов культурного наследия подразумевает установление ограничений (обременений) права собственности, а право собственности является способом его сохранения [8].
На данный момент в реестр объектов культурного наследия внесена информация о 144 тыс. объектов, находящихся на территории Российской Федерации. В городе федерального значения Севастополь находится 1416 объектов культурного значения различных категорий историко-культурного значения. Из них 169 — федерального значения, 857 — регионального значения, 390 — выявленных объектов культурного наследия.
В настоящее время охрана объектов культурного наследия ведется не достаточно эффективно. Причиной этого является отсутствие сведений о границах ОКН в базе данных Росреестра.