По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.6 DOI:10.33920/sel-04-2110-07

Проблемы осуществления кадастрового учета объектов культурного наследия на территории Херсонеса Таврического

Пулбери Н.Р. магистрант 2‑го курса землеустроительного факультета, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар, E-mail: pulberi.nr@mail.ru
Перов А.Ю. канд. геогр. наук, доцент кафедры землеустройства и земельного кадастра, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар, E-mail: flick-media@yandex.ru

Статья посвящена вопросу государственно-правового регулирования в области охраны и осуществления кадастрового учета объектов культурного наследия. Важность и актуальность охраны объектов культурного наследия подтверждает негативная градостроительная практика, местами полностью исключившая исторические поселения с территории страны. Предлагаются некоторые уточнения для уменьшения разрозненности законодательства.

Литература:

1. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: федер. закон от 25.06.2002 №73‑ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_37318/

2. Приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015 №953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194903/

3. Волков С.Н. Территориальное планирование использования земель в России: Проблемы и пути решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2007 — № 5. — С. 7–10.

4. Золотарев М.И. Формирование в Херсонесском государстве структуры «полис-хора» как основы его экономики // Причерноморье. История, политика, культура. — 2010. — № 3 — С. 10–15.

5. Липски С.А. К вопросу о сопоставимости ведомственных информационных ресурсов о земле // История высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2019. — Т. 64 — № 5. — С. 412– 418.

6. Перов А.Ю., Пулбери Н.Р. Актуальные проблемы кадастрового учета и охраны объектов культурного наследия на территории древнего города Херсонес Таврический // Устойчивое развитие земельно-имущественного комплекса муниципального образования: Землеустроительное, кадастровое и геодезическое сопровождение. — Омск, 2020. — С. 454–458.

7. Перов А.Ю., Пулбери Н.Р. Правовой режим недвижимых памятников истории и культуры // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения. — Ульяновск, 2020. — С. 85–88.

8. Пулбери Н.Р. Присвоение статуса объектам культурного наследия и их охрана // Тенденции развития науки и образования. — 2021. — №69–1. — С. 111–112.

9. Терехин, Э. А., Смекалова, Т.Н. Изучение античной системы размежевания земель Херсонеса Таврического с применением данных дистанционного зондирования // Боспорские исследования. — 2017. — С. 87–102.

10. Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет заведующего раскопками в Херсонесе К.К. Косцюшко-Валюжинича за 1902 год // Архив ФГБУК ГИАМЗ ХТ. — Ф 1. — Д. 11.

11. Ainis M., Fiorio M. L'ordinamento della cultura: manuale di legislazione dei beni culturali, 2020.

Эффективное использование объектов культурного наследия является неотъемлемым критерием обеспечения их сохранности. Охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 №73‑ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон об объектах) [1] и иными нормативными актами.

Роль культуры закреплена в официальных документах — Основах государственной культурной политики и Стратегии государственной политики в сфере культуры и туризма. Целями Стратегии «Развитие культуры и туризма на период до 2030 года», а также с учетом положений национального проекта «Культура» являются сохранение культурного и исторического наследия, расширение доступа к культурным ценностям и информации.

Данные объекты являются частью культурного наследия страны и подлежат государственной охране и внесению в единый реестр объектов культурного наследия. Каждый объект имеет требования к его использованию и содержанию путем установления требований охранного обязательства. Охрана объектов культурного наследия подразумевает установление ограничений (обременений) права собственности, а право собственности является способом его сохранения [8].

На данный момент в реестр объектов культурного наследия внесена информация о 144 тыс. объектов, находящихся на территории Российской Федерации. В городе федерального значения Севастополь находится 1416 объектов культурного значения различных категорий историко-культурного значения. Из них 169 — федерального значения, 857 — регионального значения, 390 — выявленных объектов культурного наследия.

В настоящее время охрана объектов культурного наследия ведется не достаточно эффективно. Причиной этого является отсутствие сведений о границах ОКН в базе данных Росреестра.

Для Цитирования:
Пулбери Н.Р., Перов А.Ю., Проблемы осуществления кадастрового учета объектов культурного наследия на территории Херсонеса Таврического. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: