По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.19

Проблемы определения таможенной стоимости ввозимых товаров при учете в ее структуре лицензионных платежей за использование товарного знака

Иорданова В. Г. канд. экон. наук, доцент кафедры международного экономического сотрудничества, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Россия
Бойко А. Р. аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Россия

Постепенное снижение среднего уровня ставок ввозных таможенных пошлин, обусловленное участием стран Евразийского экономического союза во Всемирной торговой организации, объективно приводит к ослаблению тарифной защиты внутреннего рынка РФ. В данной связи с практической точки зрения возникает необходимость в совершенствовании контроля таможенных органов за достоверным определением и декларированием таможенной стоимости ввозимых товаров, повышении прозрачности и правомерности принимаемых таможенными органами решений в данной области. При этом в пункте 28.2 раздела «Таможенное регулирование» Реестра проблем российского бизнеса, представленного в докладе Президенту Российской Федерации за 2020 г., указано, что наибольшее количество жалоб предпринимателей вызывают неправомерность решений таможенных органов по корректировке таможенной стоимости и необоснованность проведения дополнительных проверок. В то же время Счетной палатой РФ установлены признаки неправомерного невключения в структуру таможенной стоимости ввозимых товаров лицензионных и иных подобных платежей, что привело к занижению подлежащих уплате таможенных платежей с 2018 по 2020 г. В работе отображены некоторые проблемы определения таможенной стоимости ввозимых товаров при учете в ее структуре лицензионных платежей, сформулированы предложения по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования импорта в современных условиях.

Литература:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 05.08.2021).

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.

3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2012 г. № 283 (ред. от 27 марта 2018 г.) «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)».

4. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 № 20 (ред. от 28.08.2018) «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары».

5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 15.11.2022) «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» (вместе с «Порядком заполнения декларации на товары»).

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза».

7. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка полноты уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет в период 2018–2019 годов и истекший период 2020 года в отношении товаров, ввозимых на территорию Евразийского экономического союза и отнесенных к объектам интеллектуальной собственности (включая патенты, товарные знаки, авторские права)», утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 25 декабря 2020 г. — 2021.

8. Дюмулен, И. И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: Учебник. — 4-е изд. — ВАВТ Минэкономразвития России, 2015. — 548 с.

9. Новиков, В. Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость // В. Е. Новиков, В. Н. Ревин, М. П. Цветинский. — 2-е изд. — М.: БИНОМ, 2016. — 362 с.

10. Зуева, Е. В., Агапова, А. В. Особенности включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров // Modern science. — Изд-во: Институт стратегических исследований, 2020. — № 11-3. — С. 74–79.

11. Коноваловой, Т. О. Включение в таможенную стоимость лицензионных платежей // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. — Изд-во: Арбитражный суд Дальневосточного округа, 2015. — № 2 (5). — С. 61–63.

12. Расчупко, С. В., Телюх, И. В. Лицензионные платежи и корректировка таможенной стоимости товаров // Аллея науки. — Изд-во: ИП Шелистов Денис Александрович, 2017. — № 15. — С. 533–536.

1. The Treaty on the Eurasian Economic Union (as amended on 05.08.2021).

2. Customs Code of the Eurasian Economic Union.

3. Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission No. 283 dated 20.12.2012 (ed. of March 27, 2018) "On the application of the method of determining the customs value of goods by the value of the transaction with imported goods (method 1)".

4. Recommendation of the Board of the Eurasian Economic Commission No. 20 dated 15.11.2016 (ed. dated 28.08.2018) "On the Provision on Adding License and Other Similar Payments for the Use of Intellectual Property Objects to the Price actually paid or payable for imported goods".

5. Decision of the Customs Union Commission No. 257 dated 05.20.2010 (ed. dated 11.15.2022) "On the form of the goods declaration and the procedure for filling it out" (together with the "Procedure for filling out the goods declaration").

6. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 26.11.2019 No. 49 "On some issues arising in Judicial Practice in connection with the entry into force of the Customs Code of the Eurasian Economic Union".

7. Report on the results of the control event "Verifi cation of the completeness of customs payments to the federal budget in the period 2018–2019 and the expired period 2020 in respect of goods imported into the territory of the Eurasian Economic Union and classifi ed as intellectual property (including patents, trademarks, copyrights)". Approved by the Board of the Accounting Chamber Russian Federation December 25, 2020–2021.

8. Dumoulin, I. I. International trade. Tariff and non-tariff regulation, Textbook, 4th ed. VAVT of the Ministry of Economic Development of Russia, 2015, 548 p.

9. Novikov, V. E., Revin, V. N., Tsvetinsky, M. P. Customs and tariff regulation of foreign economic activity and customs value, 2nd ed., Moscow: BINOM, 2016, 362 p.

10. Zueva, E. V., Agapova, A. V. Features of license payments inclusion in the customs value of goods. Modern science. Publishing house: Institute for Strategic Studies, 2020, No. 11-3, pp. 74–79.

11. Konovalova, T. O. Inclusion in the customs value of royalties. Economic justice in the Russian Far East. Publishing house: Arbitration Court of the Far Eastern District, 2015, No. 2 (5), pp. 61–63.

12. Raschupko, S.V., Lelyukh, I.V. License payments and adjustment of the customs value of goods. Alley of Science. Publishing house: IP Shelistov Denis Alexandrovich, 2017, No. 15, pp. 533–536.

Увеличение объемов ввоза товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, повышает актуальность вопросов, связанных с контролем таможенных органов за достоверным определением и декларированием таможенной стоимости, в структуре которой подлежат учету лицензионные и иные подобные платежи, что напрямую влияет на полноту уплаты таможенных платежей. При этом, по оценкам Счетной палаты РФ, с 2018 по 2020 г. лицензионные и иные подобные платежи не были включены в структуру таможенной стоимости ввозимых товаров 1062 участниками внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), что может указывать на наличие признаков занижения подлежащих уплате таможенных платежей на сумму около 100 млрд руб.1 .

По мнению Расчупко С. В., Телюх И. В., невключение в структуру таможенной стоимости лицензионных и иных подобных платежей обусловлено как коммерческими интересами участников ВЭД, так и незнанием действующего законодательства в данной области2 . Зуева Е. В., Агапова А. В. связывают недостоверное декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров с несовершенством существующего таможенного законодательства и неоднородностью судебной практики3 . Аналогичная позиция изложена в работе помощника судьи Пятого арбитражного апелляционного суда Коноваловой Т. О., где в качестве одной из причин рассматриваемой проблемы автор выделяет различную трактовку «положений законодательства таможенными органами в отсутствие каких-либо четких разъяснений»4 . Таким образом, с целью выявления потенциальных проблем законодательного регулирования определения таможенной стоимости с учетом лицензионных и иных подобных платежей представляется целесообразным рассмотреть существующую нормативно-правовую базу возникающих в данной области отношений.

Согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате (далее — ЦФУ) за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии с статьей 40 ТК ЕАЭС.

Примечательно, что под сделкой в данном случае следует понимать совокупность различных сделок в соответствии с договором купли-продажи, транспортным, лицензионным договорами и др. Соответственно, в стоимость сделки должны включаться расходы, понесенные покупателем по каждому договору5 .

Учитывая положения ст. 40 ТК ЕАЭС, одним из дополнительных начислений к цене сделки при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами выступают лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права. Необходимость их включения в структуру таможенной стоимости определяется одновременным соблюдением следующих условий:

- лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам (далее — Условие 1);

- лицензионные платежи прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС (далее — Условие 2).

При этом стоит отметить, что существующие формулировки условий включения лицензионных платежей в структуру таможенной стоимости полностью соответствуют положениям статьи 8.1 (C) Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров) Приложения 1A Соглашения ВТО (см. таблицу).

Общий характер данных условий вызывает необходимость в их более подробном рассмотрении применительно к учету лицензионных платежей за использование товарного знака.

Определение товарного знака установлено п. 11 Протокола об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности (приложение № 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.), где под ним понимаются изобразительные, словесные и иные обозначения и их комбинации для целей индивидуализации товаров субъектов экономической деятельности, охраняемые законодательством. Тогда как под лицензионными и иными подобными платежами следует понимать любые платежи за использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. При этом обязанность по уплате лицензионных платежей может быть установлена между лицензиатом и лицензиаром (правообладателем) лицензионным договором, сублицензионным договором или иным видом договора (далее — лицензионный договор).

В отношении Условия 1 следует отметить, что Соглашения ВТО и ТК ЕАЭС не содержат информации о том, каким образом может быть установлено отношение лицензионных платежей за товарный знак к ввозимым товарам. Пояснения по данному вопросу содержатся в Рекомендациях Коллегии ЕЭК от 15.11.2016 № 20 «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары» (далее — Положение). В соответствии с пунктом 8 Положения лицензионные платежи следует считать относящимися к ввозимым товарам, когда последние содержат товарный знак, права на который предоставлены по лицензионному договору.

Таким образом, при проверке соблюдения Условия 1 в отношении декларируемых товаров необходимо, чтобы в графе 31 декларации на товары была заявлена корректная информация о наличии и наименовании товарного знака или его отсутствии, а таможенному органу был представлен лицензионный договор, предметом которого выступает соответствующий товарный знак. Вместе с тем, как отмечено в отчете Счетной палаты РФ Решением Комиссии Таможенного Союза от 20 мая 2010 г. № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» (далее — Порядок), не регламентированы требования к заполнению информации о товарном знаке, такие как шрифт, язык текста, сведения об отсутствии товарного знака, об объемных, изобразительных и комбинированных товарных знаках6 . Соответствующие изменения в Порядок не внесены.

Более сложной является проверка соблюдения Условия 2 в случае осуществления лицензионных платежей за использование товарного знака. На практике примеры, когда в договоре купли-продажи или лицензионном договоре содержится информация о том, что уплата лицензионных платежей за конкретный товарный знак является условием продажи маркированных им товаров, встречается крайне редко. Кроме того, часто в качестве продавца товаров и лицензиара выступают разные лица, поэтому включение подобной оговорки не представляется возможным, но это не свидетельствует об отсутствии зависимости продажи товаров от уплаты лицензионных платежей. Общие ситуации, при которых Условие 2 следует считать соблюденным, приведены в пункте 9 Положения и включают в себя наличие:

- в договоре купли-продаже анализируемых товаров положений, регламентирующих порядок уплаты лицензионных платежей или возможность расторжения договора в случае неуплаты последних;

- в лицензионном договоре положений, связанных с осуществлением сделки купли-продажи с анализируемыми товарами или запрещающих производителю или продавцу осуществлять поставку товаров в случае неуплаты покупателем лицензионных платежей;

- в лицензионном договоре положений, связанных с возможностью правообладателя осуществлять контроль за производством товаров или их продажей покупателю.

Положением также приведены конкретные примеры, описывающие отношения между продавцом, покупателем товаров, лицензиаром и лицензиатом, при которых лицензионные платежи подлежат или не подлежат включению в структуру таможенной стоимости. При этом ряд выводов по результатам рассмотрения таких ситуаций, по мнению авторов настоящей статьи, вступает в противоречие со смыслом Условия 2.

Поэтому следует рассмотреть подробнее практику организации коммерческих отношений, при которых может существовать необходимость включения лицензионных платежей за товарный знак в структуру таможенной стоимости (рис. 1–4)7 .

Рис. 1. Организация сделки купли-продажи при условии, что иностранный продавец товаров и покупатель являются соответственно лицензиаром и лицензиатом8

Наиболее распространенным случаем может считаться ситуация, при которой помимо договора купли продажи с товарами, маркированными конкретным товарным знаком, между продавцом и покупателем заключен лицензионный договор, предметом которого выступает данный товарный знак. При этом в соответствии с таким договором предусмотрена обязанность покупателя уплачивать лицензионные платежи за предоставление права на товарный знак. В подобной ситуации проверка на соблюдение Условия 1 осуществляется посредством следующих действий:

1. Установление факта наличия на товарах соответствующего товарного знака.

2. Установление того факта, что предметом лицензионного договора выступает товарный знак, нанесенный на товары, выступающие предметом сделки купли-продажи.

Рис. 2. Организация сделки купли-продажи при условии, что иностранный продавец товаров не является лицензиаром (лицензиаром выступает иностранное лицо)9

В свою очередь, выполнение Условия 2 следует из наличия возможности у правообладателя осуществлять контроль за производством товаров или их продажей покупателю. Информация об этом может напрямую не содержаться в лицензионном договоре, при этом наличие такой возможности является прямым следствием того, что продавец товаров и правообладатель являются одним и тем же лицом.

Таким образом, в рассматриваемом случае лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам, а их уплата является условием их продажи для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС. Соответственно, они подлежат добавлению к цене сделки при формировании величины таможенной стоимости в случае отсутствия между контрагентами договоренности о включении таких платежей в ЦФУ.

Более сложной следует считать ситуацию, при которой в качестве иностранного продавца товаров и лицензиара выступают разные лица. В данном случае проверка на соблюдение Условия 1 будет осуществляться аналогично вышеизложенным действиям. Согласно примерам 8 и 9 Приложения к Положению, выполнение Условия 2 зависит от того, установлены ли правообладателем в лицензионном договоре требования к товарам, являющимся предметом сделки купли-продажи, к их производителям или имеют место иные условия, изложенные в пункте 9 Положения.

По мнению авторов, данная позиция не в полной мере обоснована вследствие того, что перечень факторов, изложенных в пункте 9 Положения, не является исчерпывающим. Так, в анализируемой ситуации покупатель (лицензиат), будучи невзаимосвязанным лицом с продавцом или лицензиаром, преследует своей целью извлечение прибыли и не заинтересован в том, чтобы нести дополнительные расходы в связи с необходимостью уплаты лицензионных платежей за товарный знак. При этом ему требуется получить разрешение правообладателя на использование такого знака для осуществления сделки купли-продажи. Ввиду непредставления правообладателем соответствующего права на безвозмездной основе покупателю в целях осуществления поставки товаров, в соответствии с действующим законодательством, необходимо заключить лицензионный договор, предметом которого такой знак будет выступать. В случае если положениями договора предусмотрена уплата лицензионных платежей за предоставление права использования ТЗ, то эту уплату следует считать условием продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС по той причине, что в подобной ситуации у покупателя отсутствует возможность приобрести товары без уплаты лицензионных платежей, что удовлетворяет абзацу 1 пункта 9 Положения. Таким образом, данные платежи должны добавляться к цене сделки при формировании величины таможенной стоимости. Изложенная позиция аналогична изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» (далее — Постановление). Так, пунктом 17 Постановления установлено, что лицензионный платеж подлежит учету в структуре таможенной стоимости, в случае если он имеет отношение к товарам, а также если его уплата является условием их продажи (прямо или косвенно) для вывоза в ЕАЭС.

В коммерческой практике внешнеторговой деятельности участники ВЭД часто не учитывают лицензионные и иные подобные платежи в структуре таможенной стоимости в случае, если лицензиаром выступает лицо государства — члена ЕАЭС. Данная позиция не соответствует условиям, регламентированным пунктами 7 и 1 статьи 40 ТК ЕАЭС и ранее изложенным в настоящей статье. На отсутствие зависимости включения лицензионных платежей в таможенную стоимость от того, является ли лицензиар лицом государства — члена ЕАЭС или иностранным лицом, прямо указано в пункте 6 Положения. Соответственно, включение лицензионных платежей в таможенную стоимость осуществляется на тех же условиях, что и в предыдущей описанной ситуации.

Рис. 3. Организация сделки купли-продажи при условии, что иностранный продавец товаров не является лицензиаром (лицензиаром выступает лицо государства — члена ЕАЭС)10

В практике организации коммерческих отношений встречаются случаи, когда лицензионный договор заключается между организацией — участником ВЭД (покупателем) и организацией или юридическим лицом страны ЕАЭС, не имеющим непосредственного отношения к совершению внешнеторговой сделки, но являющимся взаимосвязанным с покупателем. Такая ситуация возможна, в частности, когда, в соответствии с лицензионным договором, лицензиатом выступает компания — покупатель товаров в лице генерального директора, а лицензиаром — он же в качестве индивидуального предпринимателя. В таком случае участники ВЭД зачастую не учитывают лицензионные и иные подобные платежи в структуре таможенной стоимости. При этом включение лицензионных платежей в таможенную стоимость в подобном случае осуществляется на тех же условиях, что и в предыдущих описанных ситуациях.

Рис. 4. Организация сделки купли-продажи при условии, что иностранный продавец товаров не является лицензиаром (лицензиаром выступает лицо государства — члена ЕАЭС, взаимосвязанное с покупателем, в значении ст. 37 ТК ЕАЭС)11

Исследуя вышеуказанную проблему, авторы пришли к выводу, что повышение эффективности таможенно-тарифного регулирования в части достоверного заявления сведений о таможенной стоимости с учетом лицензионных и иных подобных платежей за использование товарного знака возможно посредством детализации существующей нормативноправовой базы в данной области. Для этого Раздел II Рекомендаций Коллегии ЕЭК от 15.11.2016 № 20 «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары», предлагается дополнить следующим.

1. Описанием организации внешнеторговых сделок куплипродажи с товарами, в структуре таможенной стоимости которых подлежат учету лицензионные и иные подобные платежи за товарные знаки. При этом внимание следует акцентировать на том, кем фактически выступает лицензиар (иностранным лицом, продавцом, лицом государства/члена ЕАЭС, взаимосвязанным / не взаимосвязанным с лицензиатом лицом и пр.).

2. Детализацией условий включения лицензионных платежей в структуру таможенной стоимости. В частности, можно ли считать, уплату лицензионных платежей условием продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС в том случае, когда в лицензионном или ином договоре подобная информация напрямую не прописана. При этом лицензиатом (покупателем товаров в рамках сделки купли-продажи), не являющимся с взаимосвязанным лицом с лицензиаром, такой лицензионный договор заключен и содержит информацию как о товарном знаке, нанесенном на ввозимые товары, так и об уплате соответствующих платежей.

Кроме того, необходимо внести изменения в Решение Комиссии Таможенного Союза от 20 мая 2010 г. № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» (далее — Порядок), регламентировав требования к заполнению информации о товарном знаке, такие как шрифт, язык текста, сведения об отсутствии товарного знака, об объемных, изобразительных и комбинированных товарных знаках.

Данные изменения будут способствовать улучшению понимания участниками ВЭД и ответственными таможенными органами вопросов, связанных с достоверным определением, декларированием и контролем таможенной стоимости ввозимых товаров, в структуре которой подлежат учету лицензионные и иные подобные платежи за использование товарных знаков, положительно скажутся на правоприменительной практике в данной области, а также повысят эффективность таможенно-тарифного регулирования импорта.

Язык статьи:
Действия с выбранными: