За последние годы производство, ввоз и сбыт фальсифицированной пищевой продукции резко возросли, и иногда выявить поддельный продукт среди прочих довольно затруднительно, что становится реальной угрозой для здоровья и жизни граждан Российской Федерации.
По оценкам специалистов, ежегодный ущерб в России от незаконного оборота и фальсификации изделий массового производства имеет внушительные размеры. Поэтому одной из самых актуальных задач, стоящих перед правоохранительными органами, является усиление борьбы с преступностью в вышеотмеченной сфере. Однако расследованию таких преступлений оказывается сильное противодействие со стороны технически оснащенных и хорошо организованных преступных групп [1].
Для борьбы с незаконным перемещением и реализацией икры лососевых и осетровых пород рыб предлагается введение системы маркировки.
Если мы рассмотрим практику ее внедрения, то, несмотря на ряд проблем, с которыми сталкиваются участники ВЭД и таможенные органы, система маркировки товаров зарекомендовала себя как эффективный инструмент борьбы с контрафактными и фальсифицированными товарами. К примеру, в 2016 г. в экспериментальном режиме было введено чипирование меховых изделий. Маркировка товаров началась именно с этой категории, во-первых, из-за того, что это достаточно дорогие товары, а во-вторых, был известен тот факт, что на рынке России достаточно большая доля меховых изделий относится к теневому рынку.
Если обратиться к анализу статистических данных, то можно убедиться в эффективности системы маркировки как инструмента борьбы с теневым рынком (см. рисунок).
Как видно из рисунка, после введения обязательной маркировки в 2016 г. с 2017 г. наблюдается резкий скачок импорта меховых изделий — на 133 млрд долл. США, или на 84 %, что объясняется не увеличением ввоза, а выводом из теневого оборота большинства меховых изделий из натурального меха. Одной из причин снижения количества ввезенных товаров исследуемой категории с 2018 г. является усиление таможенного контроля за их перемещением.