Дата поступления рукописи в редакцию: 30.09.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 10.10.2023.
Гостиничный бизнес строится на формировании уникального образа, который бы отличал от других одинаковых по «звездности» гостиниц. К сожалению, нарушение прав на интеллектуальную собственность довольно часто встречается в гостиничных услугах, поскольку сильный, узнаваемый бренд дает увеличение клиентской базы. Бренд — торговый знак и относится к объектам интеллектуальной собственности.
По Конституции РФ, интеллектуальная собственность — имущество (вещь), может быть объектом куплипродажи, залога, мены. В российском законодательстве «интеллектуальная собственность» согласно Федеральному закону от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [5] представляет собой исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) [5]. С вступлением в действие новой IV части ГК Российской Федерации, посвященной авторским правам, объекты промышленной собственности разделены на результаты интеллектуальной деятельности (объекты патентного права — изобретение, полезная модель, промышленный образец, ноухау) и средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара и коммерческое обозначение) [6]. Необходимо определить права на объекты интеллектуальной собственности (ИС), которыми могут обладать юридические и физические лица, в целях постановки нематериальных активов (НМА) на баланс.
Одним из видов прав на объекты ИС являются авторские неимущественные права. Авторское право (право на произведение науки, литературы и искусства, компьютерное программное обеспечение) возникает в силу факта его создания. Автор продукта имеет право опубликовать или дать разрешение опубликовать произведение в любой форме. Кроме того, в любой момент может отозвать произведение, дав запрет его обнародования. Автор также имеет право защищать свой продукт от искажений и использования, которое может нанести ущерб автору, его чести и достоинству [6]. Однако указанные права напрямую не связаны с возможностью получения автором дохода, при этом и юридическое лицо не может воспользоваться авторским правом в своей деятельности.