По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336 DOI:10.33920/igt-2-2311-08

Проблемы охраны объектов интеллектуальной собственности в России

Арен Айкович Думикян аспирант, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им/ Патриса Лумумбы», РФ, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: 1142220587@pfur.ru

Для гостиничного бизнеса особо важное значение имеет брендирование и охрана прав на товарный знак. Товарный знак по ГК РФ — это обозначение, с помощью которого другие люди отличают одну гостиницу от другой. Регистрация товарного знака — это гарантия того, что фирменное наименование никто использовать не будет. Статья посвящена исследованию правовых противоречий в законодательных актах Российской Федерации, которые регулируют деятельность объектов интеллектуальной собственности. Автор подчеркивает, что в последнее время было осуществлено совершенствование нормативно-правовой базы, однако правовые противоречия остались.

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями от 12.03.2014 №35-ФЗ. Ч. 4.

2. Дармилова, Ж.Д. Качество управления объектами интеллектуальной собственности компании (методологические аспекты) // Экономика: теория и практика. — 2018. — № 1 (49). — С. 3–9.

3. Есиева, А.А. Международная торговля объектами интеллектуальной собственности // Международный студенческий научный вестник. — 2022. — №4-6.— С. 880–883.

4. Ильин, А.Б. Проблемы коммерциализации интеллектуального продукта / А.Б. Ильин // Нематериальные ресурсы регионов (информационный аспект): сборник статей по материалам научно-практической конференции. — М.: Ресурс-регион, 2020. — С. 49–52.

5. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

6. Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. № 164- ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

1. Civil Code of the Russian Federation with amendments and additions dated March 12, 2014, No. 35-FZ. Part 4.

2. Darmilova, Zh. D. Quality of management of a company’s intellectual property (methodological aspects). Economics: theory and practice. 2018, No. 1 (49), pp. 3–9.

3. Esieva, A. A. International trade in intellectual property. International student scientific bulletin. 2022, No. 4-6, pp. 880–883.

4. Ilyin, A. B. Problems of commercialization of an intellectual product. Intangible resources of regions (information aspect): a collection of articles based on materials from a scientific and practical conference. M.: Resurs-region, 2020. pp. 49–52.

5. Federal Law of October 13, 1995 No. 157-FZ "On state regulation of foreign trade activities".

6. Federal Law of the Russian Federation of December 8, 2003 No. 164-FZ "On the fundamentals of state regulation of foreign trade activities".

Дата поступления рукописи в редакцию: 30.09.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 10.10.2023.

Гостиничный бизнес строится на формировании уникального образа, который бы отличал от других одинаковых по «звездности» гостиниц. К сожалению, нарушение прав на интеллектуальную собственность довольно часто встречается в гостиничных услугах, поскольку сильный, узнаваемый бренд дает увеличение клиентской базы. Бренд — торговый знак и относится к объектам интеллектуальной собственности.

По Конституции РФ, интеллектуальная собственность — имущество (вещь), может быть объектом куплипродажи, залога, мены. В российском законодательстве «интеллектуальная собственность» согласно Федеральному закону от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [5] представляет собой исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) [5]. С вступлением в действие новой IV части ГК Российской Федерации, посвященной авторским правам, объекты промышленной собственности разделены на результаты интеллектуальной деятельности (объекты патентного права — изобретение, полезная модель, промышленный образец, ноухау) и средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара и коммерческое обозначение) [6]. Необходимо определить права на объекты интеллектуальной собственности (ИС), которыми могут обладать юридические и физические лица, в целях постановки нематериальных активов (НМА) на баланс.

Одним из видов прав на объекты ИС являются авторские неимущественные права. Авторское право (право на произведение науки, литературы и искусства, компьютерное программное обеспечение) возникает в силу факта его создания. Автор продукта имеет право опубликовать или дать разрешение опубликовать произведение в любой форме. Кроме того, в любой момент может отозвать произведение, дав запрет его обнародования. Автор также имеет право защищать свой продукт от искажений и использования, которое может нанести ущерб автору, его чести и достоинству [6]. Однако указанные права напрямую не связаны с возможностью получения автором дохода, при этом и юридическое лицо не может воспользоваться авторским правом в своей деятельности.

Для Цитирования:
Арен Айкович Думикян, Проблемы охраны объектов интеллектуальной собственности в России. Гостиничное дело. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: