Проблема обеспечения здоровья высокопродуктивных коров приобрела особую остроту при реализации проекта выхода животноводческой отрасли из кризиса 1990-х гг. Упование на то, что импортные технологии и высокопродуктивный скот зарубежной селекции, это наиболее быстрое и эффективное решение всех проблем отечественного животноводства не оправдали вполне прогнозируемые результаты [3, 4, 7, 8]. На помощь стали приглашать зарубежных консультантов. По факту мероприятие бесполезное и весьма дорогостоящее. В нынешних экономических реалиях уже не до консультантов. Проблемы никуда не делись. И их решать рано или поздно придется самим.
Средний период производственного использования молочных коров в РФ составляет 2,5−3,0 лактации [1, 7–10]. А этого недостаточно для сохранения молочной отрасли животноводства. Особенно остро стоит проблема обеспечения здоровья новотельных коров. Основное выбытие коров идет по причине метаболических болезней. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что нарушения обмена веществ в той или иной степени выраженности наблюдаются практически у всех коров [1, 3–5, 8–10].
В настоящее время патологии метаболического генеза обусловили массовый и повсеместный характер заболевания коров метаболическим ацидозом, гепатозом, остеомаляцией, остеодистрофией, слабостью конечностей, деформацией копытец [1, 3, 4, 7–10]. Беременность у высокопродуктивных коров в основном в своей массе протекает с симптомами токсикоза. Патобиохимические процессы у глубокостельных коров достигают критических значений. В этой связи большинство высокопродуктивных коров выбраковываются сразу после отела или в первый месяц лактации [7]. Ведущей причиной является дефицит энергии.
Дефицит энергии чаще всего связан с недостатком в рационе легкоусвояемых углеводов (сахаров) [1–4, 7, 10]. В таких случаях на энергетические нужды, в частности на рост плода или образования молока, усиленно расходуются жиры тела. В конечном итоге это ведет к жировой инфильтрации печени и утрате ее функциональной способности [3, 4, 7]. По этой причине выбраковывается до 80 % маточного поголовья [1–3, 7, 8].