На мировом рынке существует множество однотипных товаров различного назначения и функциональности. Также следует отметить, что современные организации имеют самые различные ресурсы для разработки и реализации нового перспективного продукта.
Именно поэтому наиболее перспективным для любой организации будет считаться продукт, возможно, уже существующий на рынке, но имеющий более качественные характеристики. При этом себестоимость его производства для компании должна соответствовать ее техническим возможностям и ресурсам.
При этом именно от создания и производства перспективной продукции зависит уровень конкурентоспособности организации, позволяющий ей участвовать в рыночных отношениях наряду с другими игроками. Однако производство перспективной продукции не происходит само по себе. С одной стороны, данный процесс требует высоких инвестиций, а с другой — внутренних стимулирующих воздействий, подталкивающих предприятия к созданию продукта, который был бы востребован на рынке.
Глобализация и стремительное развитие современного рынка обусловливают необходимость повышения конкурентоспособности не только экономики отдельных стран, но и отдельных предприятий. Обеспечение конкурентоспособности сегодня— одна из основных задач развития организации.
В общем смысле конкурентоспособность — это борьба за наиболее выгодные условия для получения максимальной прибыли.
Рассмотрим несколько основных определений конкурентоспособности (табл. 1).
Следует отметить, что многообразие подходов к определению понятия конкурентоспособности объясняется особенностями постановки целей и задач конкретного исследования, а также необходимости фокусироваться на различных аспектах конкурентоспособности. Это могут быть предметы, объекты или субъекты конкуренции, а также масштабы и направления деятельности1.
Конкурентоспособность организации оценивается с разных позиций: конкурентоспособности продукта и результатов деятельности компании.