В последнее время при планировании объемов средств на оплату труда работников компании резко обострилось несоответствие между фактической заработной платой и сметной. Это, в свою очередь, приводит к дефициту средств при оплате строительных и монтажных работ, а он негативно влияет на качество строительной продукции. В связи с этим требуется привести в соответствие механизм регулирования зарплаты как на правительственном уровне, так и на уровне профсоюзов и предпринимателей.
Средства на оплату труда включают в себя различные выплаты, в числе которых: тарифные, компенсирующие, стимулирующие, а также выплаты в бюджет налогов и сборов, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации при выплате зарплаты.
В соответствии с ТК на уровне государства в России должны каждый год заключаться соглашения по социально-экономическим вопросам с участием представителя работодателя и профсоюзов. Это позволит проводить согласованную социально-экономическую политику, касающуюся вопросов выплаты заработной платы.
На отраслевом уровне вопросы, касающиеся оплаты труда, регламентируются трехсторонними соглашениями, которые заключаются между представителями работодателей, общероссийскими отраслевыми профсоюзами и общероссийскими представительными органами власти.
На уровне организаций заключаются коллективные договоры, которые основаны на отраслевых соглашениях. Коллективный договор должен быть заключен между работниками (в лице одного или нескольких профсоюзов), а также представителем нанимателя.
Также на уровне организации между сотрудником и нанимателем может быть заключен индивидуальный трудовой договор, который будет использоваться в качестве дополнительного к коллективному.
На территории Российской Федерации направление социальноэкономического развития отрасли определяет Федеральное отраслевое тарифное соглашение по строительству и промышленности строительных материалов, устанавливающее общие положения, касающиеся тарифов по оплате труда, трудовым гарантиям и льготам, предназначающимся работникам отрасли. В сфере строительства такие соглашения должны заключаться между профсоюзами и представителями нанимателя. Участниками соглашения выступают: Министерство экономического развития, министерства развития регионов, Министерство финансов, Министерство труда с участием Федерального агентства по строительству и ЖКХ и Роструда. В соглашении для предприятий, функционирующих в строительной сфере, устанавливается минимальный тариф для рабочих I разряда — он должен обеспечивать общий месячный уровень заработной платы, который не может быть меньше установленного в регионе прожиточного минимума (размер прожиточного минимума необходимо определять в индивидуальном порядке). При этом 1 раз в квартал минимальные тарифные ставки должны быть скорректированы. С актуальными данными, касающимися оплаты и нормирования труда в строительной сфере, возможно ознакомиться в Федеральном отраслевом соглашении; в настоящий момент действующим является документ, вступивший в силу 1 января 2017 г. (он будет актуален вплоть до 2020 г.).