По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 377.5 DOI:10.33920/pol-01-2202-06

Проблемы наращивания предпринимательского ресурса в целях ускорения экономического развития государства и улучшения качества жизни

Тараторина Ольга Сергеевна соискатель, ФГБОУ ВО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова» Россия, 305004, г. Курск, ул. Карла Маркса, д. 70, e-mail: ooo-marchenro@yandex.ru, +7 910 310 2996

Малый и средний бизнес на высокоразвитом международном рынке определяется функциональной специализацией и непосредственным вкладом в общественной строй и рыночную экономику. Одним из факторов ускоренного роста национального ВВП является распространение инноваций среди представителей малого бизнеса. Именно эта сфера создает преимущественное число новых рабочих мест, решает проблемы с трудоустройством и безработицей. Развитие малого бизнеса способствует разрешению проблемы создания среднего класса, который является основополагающим звеном в социальной стабильности и политическом благополучии общества. Получение выгоды из сферы малого и среднего предпринимательства на текущий момент не является приоритетным направлением деятельности для государственного аппарата. Хотя присутствие заинтересованности государства в разного рода декларациях прослеживается, на практике вопрос о наращивании предпринимательского ресурса в целях ускорения экономического развития государства и улучшения качества жизни социальной прослойки занимает ничтожную долю внимания. В настоящей статье рассмотрены основные проблемы наращивания предпринимательского ресурса в целях ускорения экономического развития государства и улучшения качества жизни.

Литература:

1. Давыденко Л. Н. Инвестиции в социальное предпринимательство в современных условиях // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2020. № 3–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ investitsii-v-sotsialnoe-predprinimatelstvo-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 03.11.2021).

2. Воробей Е. К. Система государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства сферы рекреации и туризма в условиях новой реальности (на примере Краснодарского края) // Вестник евразийской науки. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-gosudarstvennoypodderzhki-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-sfery-rekreatsii-i-turizma-v-usloviyah-novoy (дата обращения: 08.11.2021).

3. Езиев Г. Л. Основные направления повышения потенциала малого бизнеса и частного предпринимательства в инновационном развитии страны // Бюллетень науки и практики. 2018. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-povysheniya-potentsiala-malogo-biznesa-i-chastnogopredprinimatelstva-v-innovatsionnom-razvitii-strany (дата обращения: 08.11.2021).

4. Кадакоева Г. В. Инновационное предпринимательство: сущность, типология и возможности развития в условиях российских реалий // Вопросы инновационной экономики. 2014. № 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-predprinimatelstvo-suschnost-tipologiya-i-vozmozhnostirazvitiya-v-usloviyah-rossiyskih-realiy (дата обращения: 06.11.2021).

5. Потокина С. А., Тарасова О. Ю. Организационно-экономические особенности предпринимательства внепроизводственной сфере // Sciences of Europe. 2018. № 33–3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/organizatsionno-ekonomicheskie-osobennosti-predprinimatelstva-vneproizvodstvennoy-sfere (дата обращения: 11.11.2021).

6. Таштамиров М. Р., Барзаева М. А. Современное состояние малого и среднего предпринимательства в сложных условиях конъюнктуры экономики России // Проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 6 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-malogo-i-srednegopredprinimatelstva-v-slozhnyh-usloviyah-konyunktury-ekonomiki-rossii (дата обращения: 11.11.2021).

7. Устинович Е.С. Традиционные и цифровые ресурсы экономического роста / Современные технологии в мировом научном пространстве: методы, модели, прогнозы. Монография. Петрозаводск, 2020. С. 77–90.

8. Устинович Е. С. Формирование единого информационного пространства взаимодействия власти, бизнеса и общества //Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 45 (180). С. 17–22.

9. Устинович Е. С., Железняков С. С. Определение политических критериев мониторинга социально- экономического развития субъектов РФ: постановка проблемы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика, социология. Менеджмент. 2015. № 2. С. 11–17.

10. Устинович Е. С. Государственная политика развития цифровой экономики в России // Известия ЮЗГУ. Серия: История. Право. 2018. № 1. С. 112–114.

11. Устинович Е. С. Государственная политика цифровизации трудовых отношений // Известия ЮЗГУ. Серия: История. Право. 2018. № 1.. 99–104.

12. Устинович Е. С., Мамонтова С. В. Политико-государственные риски в сфере социально-трудовых отношений при формировании и развитии цифровой экономики: зарубежный опыт // Известия ЮЗГУ. Серия: История. Право. 2018. № 4. С. 195–201;

13. Устинович Е. С., Алымова, В. А., Государственные корпорации: социальное партнерство и проблемы взаимодействия с профсоюзами // Известия ЮЗГУ. Серия: История. Право. 2020. № 1. С. 125–132.

14. Устинович Е. С. Перспективы развития региональной экономической политики по созданию институтов развития в «запаздывающих» регионах Российской Федерации // Наука и бизнес: пути развития. 2020. № 3. С. 92–95.

15. Устинович Е. С. Развитие инфраструктуры реализации региональной экономической политики в лидирующих регионах ЦФО (на примере Калужской области) // Глобальный научный потенциал. 2020. № 4. С. 201–205.

16. Устинович Е. С. Актуальные проблемы региональной экономической политики в Российской Федерации // Инновации и инвестиции. 2020. № 3. С. 329–332;

17. Устинович Е. С. Перспективная экономическая специализация субъекта Российской Федерации и его инвестиционный потенциал // Экономика и предпринимательство. 2019. № 12 (113). С. 507–512.

18. Устинович Е. С., Бочанов М. А. Политико-экономические барьеры разработки государственной политики по созданию институтов регионального развития // Проблемы постсоветского пространства. 2020. Т. 7. № 1. С. 55–62.

19. Устинович Е. С. Управление человеческим капиталом: нормы, право, инновационные методы для определения уровня компетенций трудовых ресурсов // Социальная политика и социальное партнерство. 2020. № 12. С. 27–44.

20. Устинович Е. С., Козьева И. А., Беляева Т. А. Разработка комплексной стратегии управления человеческим капиталом регионов России: цели и задачи, методология // Человеческий капитал как ключевой фактор социально-экономического развития региона: материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической междисциплинарной конференции. Орёл, 2020. С. 36–42.

21. Храпкина В. В., Веретенникова О. В. Инвестиции как социальная категория // Финансы: теория и практика. 2016. № 2 (92). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsii-kak-sotsialnaya-kategoriya (дата обращения: 03.11.2021).

22. Elena S. Ustonovich, Sergey N. Bratanovsky, Mikhail V. Kulikov, Milena S. Bratanovskaya. National Projects of the Russin Federation and Improvement of the economic mechanism // The European Proceddings jf Social and Behavioral Sciences. DOI: 10.15405/epsbs.02.02.134.

1. Davydenko, L. N. Investitsii v sotsialnoe predprinimatelstvo v sovremennykh usloviiakh [Investments in social entrepreneurship in modern conditions] // Bolshaia Evraziia: Razvitie, bezopasnost, sotrudnichestvo [Greater Eurasia: Development, security, cooperation]. 2020. No. 3–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsii-v-sotsialnoe-predprinimatelstvo-v-sovremennyh-usloviyah (date of access: 03.11.2021). (In Russ.)

2. Vorobei, E. K. Sistema gosudarstvennoi podderzhki subiektov malogo i srednego predprinimatelstva sfery rekreatsii i turizma v usloviiakh novoi realnosti (na primere Krasnodarskogo kraia) [The system of state support for small and medium-sized businesses in the field of recreation and tourism in the new reality (on the example of the Krasnodar Region)] // Vestnik evraziiskoi nauki [Bulletin of Eurasian Science]. 2021. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-gosudarstvennoy-podderzhki-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-sfery-rekreatsii-i-turizma-v-usloviyah-novoy (date of access: 08.11.2021). (In Russ.)

3. Eziev, G. L. Osnovnye napravleniia povysheniia potentsiala malogo biznesa i chastnogo predprinimatelstva v innovatsionnom razvitii strany [The main directions of increasing the potential of small business and private entrepreneurship in the country's innovative development] // Biulleten nauki i praktiki [Bulletin of Science and Practice]. 2018. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniyapovysheniya-potentsiala-malogo-biznesa-i-chastnogo-predprinimatelstva-v-innovatsionnom-razvitiistrany (date of access: 08.11.2021). (In Russ.)

4. Kadakoeva, G. V. Innovatsionnoe predprinimatelstvo: sushchnost, tipologiia i vozmozhnosti razvitiia v usloviiakh rossiiskikh realii [Innovative entrepreneurship: essence, typology and development opportunities in the conditions of Russian realities] // Voprosy innovatsionnoi ekonomiki [Issues of innovative economics]. 2014. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-predprinimatelstvosuschnost-tipologiya-i-vozmozhnosti-razvitiya-v-usloviyah-rossiyskih-realiy (date of access: 06.11.2021). (In Russ.)

5. Potokina S. A., Tarasova O. Iu. Organizatsionno-ekonomicheskie osobennosti predprinimatelstva vneproizvodstvennoi sfere [Organizational and economic features of entrepreneurship in the non-production sphere] // Sciences of Europe [Sciences of Europe]. 2018. No. 33–3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/organizatsionno-ekonomicheskie-osobennosti-predprinimatelstva-vneproizvodstvennoysfere (date of access: 11.11.2021). (In Russ.)

6. Tashtamirov M. R., Barzaeva M. A. Sovremennoe sostoianie malogo i srednego predprinimatelstva v slozhnykh usloviiakh koniunktury ekonomiki Rossii [The current state of small and medium-sized businesses in the difficult conditions of the economic conjuncture of Russia] // Problemy ekonomiki i menedzhmenta [Problems of Economics and Management]. 2016. No. 6 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennoe-sostoyanie-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-slozhnyh-usloviyah-konyunkturyekonomiki-rossii (date of access: 11.11.2021). (In Russ.)

7. Ustinovich, E. S. Traditsionnye i tsifrovye resursy ekonomicheskogo rosta [Traditional and digital resources of economic growth] / In the book: Sovremennye tekhnologii v mirovom nauchnom prostranstve: metody, modeli, prognozy [Modern technologies in the global scientific space: methods, models, forecasts]. Monograph. Petrozavodsk, 2020. P. 77–90. (In Russ.)

8. Ustinovich, E. S. Formirovanie edinogo informatsionnogo prostranstva vzaimodeistviia vlasti, biznesa i obshchestva [Formation of a single information space for interaction between government, business and society] [Text] / Е. S. Ustinovich // Regionalnaia ekonomika: teoriia i praktika [Regional economy: theory and practice]. — No. 45 (180) — December 2010. Special issue. — P. 17–22. (In Russ.)

9. Ustinovich, E. S., Zhelezniakov, S. S. Opredelenie politicheskikh kriteriev monitoringa sotsialno-ekonomicheskogo razvitiia subiektov RF: postanovka problemy [Determination of political criteria for monitoring the socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation: problem statement] // Izvestiia Iugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia. Ekonomika, sotsiologiia. Menedzhment [News of the South-West State University. Series. Economics, Sociology. Management]. — № 2. — 2015. P.11–17. (In Russ.)

10. Ustinovich, E. S. Gosudarstvennaia politika razvitiia tsifrovoi ekonomiki v Rossii [State policy for the development of the digital economy in Russia] // Izvestiia IuZGU. Seriia. Istoriia. Pravo [News of the SWSU. Series. History. Law]. — 2018 — No. 1. — P. 112–114. (In Russ.)

11. Ustinovich, E. S. Gosudarstvennaia politika tsifrovizatsii trudovykh otnoshenii [State policy of digitalization of labor relations] // Izvestiia IuZGU. Seriia. Istoriia. Pravo [News of the SWSU. Series. History. Law]. — 2018 — No. 1. — P. 99–104. (In Russ.)

12. Ustinovich E. S., Mamontova S. V. Politiko-gosudarstvennye riski v sfere sotsialno-trudovykh otnoshenii pri formirovanii i razvitii tsifrovoi ekonomiki: zarubezhnyi opyt [Political and state risks in the sphere of social and labor relations in the formation and development of the digital economy: foreign experience] // Izvestiia IuZGU. Seriia. Istoriia. Pravo [News of the SWSU. Series. History. Law]. — 2018 — No. 4. — P. 195–201. (In Russ.)

13. Ustinovich E. S., Alymova V. A. Gosudarstvennye korporatsii: sotsialnoe partnerstvo i problemy vzaimodeistviia s profsoiuzami [State corporations: social partnership and problems of interaction with trade unions] // Izvestiia IuZGU. Seriia. Istoriia. Pravo [News of the SWSU. Series. History. Law]. — 2020. — No. 1 — P. 125–132. (In Russ.)

14. Ustinovich E. S. Perspektivy razvitiia regionalnoi ekonomicheskoi politiki po sozdaniiu institutov razvitiia v «zapazdyvaiushchikh» regionakh Rossiiskoi Federatsii [Prospects for the development of regional economic policy for the creation of development institutions in the «lagging» regions of the Russian Federation] // Nauka i biznes: puti razvitiia [Science and business: ways of development]. — 2020. — № 3. — P. 92–95. (In Russ.)

15. Ustinovich E. S. Razvitie infrastruktury realizatsii regionalnoi ekonomicheskoi politiki v lidiruiushchikh regionakh TsFO (na primere Kaluzhskoi oblasti) [Development of the infrastructure for the implementation of regional economic policy in the leading regions of the Central Federal District (on the example of the Kaluga region)] // Globalnyi nauchnyi potentsial [Global Scientific Potential]. — 2020. -№ 4 — P. 201–205. (In Russ.)

16. Ustinovich E. S. Aktualnye problemy regionalnoi ekonomicheskoi politiki v Rossiiskoi Federatsii [Topical problems of regional economic policy in the Russian Federation] // Innovatsii i investitsii [Innovations and investments]. — No. 3. — 2020. — P. 329–332. (In Russ.)

17. Ustinovich E. S. Perspektivnaia ekonomicheskaia spetsializatsiia subiekta Rossiiskoi Federatsii i ego investitsionnyi potentsial [Prospective economic specialization of the constituent entity of the Russian Federation and its investment potential] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. — 2019. — No. 12 (113) — P. 507–512. (In Russ.)

18. Ustinovich E. S., Bochanov M. A. Politiko-ekonomicheskie bariery razrabotki gosudarstvennoi politiki po sozdaniiu institutov regionalnogo razvitiia [Political and economic barriers to the development of state policy for the creation of regional development institutions] // Problemy postsovetskogo prostranstva [Problems of the post-Soviet space]. 2020. Vol. 7. № 1. P. 55–62. (In Russ.)

19. Ustinovich, E. S. Upravlenie chelovecheskim kapitalom: normy, pravo, innovatsionnye metody dlia opredeleniia urovnia kompetentsii trudovykh resursov [Human capital management: norms, law, innovative methods for determining the level of competencies of labor resources] // Sotsialnaia politika i sotsialnoe partnerstvo [Social Policy and Social Partnership]. 2020. No. 12. P. 27–44. (In Russ.)

20. Ustinovich E. S., Kozieva I. A., Beliaeva T. A. Razrabotka kompleksnoi strategii upravleniia chelovecheskim kapitalom regionov Rossii: tseli i zadachi, metodologiia [Development of a comprehensive strategy for managing the human capital of Russian regions: goals and objectives, methodology] // In the collection: Chelovecheskii kapital kak kliuchevoi faktor sotsialno-ekonomicheskogo razvitiia regiona [Human capital as a key factor in the socio-economic development of the region]. Materials of the All-Russian parttime scientific and practical interdisciplinary conference. Orel, 2020. P. 36–42. (In Russ.)

21. Khrapkina V. V., Veretennikova O. V. Investitsii kak Sotsialnaia kategoriia [Investments as a social category] // Finansy: teoriia i praktika [Finance: theory and practice]. 2016. No. 2 (92). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/investitsii-kak-sotsialnaya-kategoriya (date of access: 03.11.2021). (In Russ.)

22. Elena S. Ustinovich, Sergey N. Bratanovsky, Mikhail V. Kulikov, Milena S. Bratanovskaya. National Projects of the Russian Federation and Improvement of the economic mechanism//The European Proceedings in Social and Behavioral Sciences / DOI: 10.15405/epsbs.02.02.1

Статья поступила 20.11.2021.

Received November 20, 2021.

Одной из основных причин отсутствия целевого улучшения предпринимательства является несовершенство правовой базы в области малого и среднего предпринимательства. Это порождает острую необходимость в правовом регулировании, а следовательно, в привидении в приемлемый вид нормативных актов, которые затрагивают регулирование малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях.

Необходимо определить, на каких условиях государство выступает гарантом малого предпринимательства [10–16]. Также не установлено, какие предприятия относятся к частичной компенсации из областных бюджетов, а какие существуют на коммерческой основе.

Также отсутствует четко определенный перечень функций муниципальных, федеральных и региональных органов исполнительной власти. Местное самоуправление является важнейшей основой конституционного строя РФ. В перечень полномочий органов самоуправления входит:

• регулирование тарифов на предоставление тепло- и водоснабжения, водоотведения;

• организация муниципального района электро- и газоснабжения;

• подписание генеральных планов в области;

• регулирование дорожной и логистической деятельности, а также дорог местного значения;

• создание условий для предоставления транспортных услуг, предоставление транспортного обслуживания;

• утверждение программ благоустройства территории и др.

Особую роль имеет создание стабильно функционирующих совещательных органов, координационных комитетов, рабочих оперативных групп по совершенствованию предпринимательских процессов.

Для создания эффективных планов развития предпринимательства необходимо опираться на достоверные статистические данные, полученные в режиме реального времени. То есть необходимо создание эффективной системы сбора статистических данных и наблюдения за функционированием малых предприятий. По итогу создается систематизированный учет и отчетность деятельности предприятий. Отсутствие наблюдения за деятельностью компаний говорит об отсутствии статистических данных. Отсутствие достоверной и актуальной информации лишает координирующие действия смысла. Собранные данные должны включать информацию о численности трудоустроенных на предприятиях малого и среднего звена, отчеты по бюджету (в первую очередь данные о прибылях, налоговых отчислениях, валовой выручке), свод объема выпуска продукции, отчет о состоянии и стадии амортизации используемого инвентаря и оборудования.

Для Цитирования:
Тараторина Ольга Сергеевна, Проблемы наращивания предпринимательского ресурса в целях ускорения экономического развития государства и улучшения качества жизни. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: