По определению Философского энциклопедического словаря, «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [16]. Понятие толерантность довольно сложно и многозначно, нас же интересуют такие ее векторы, как расовая, национальная и религиозная толерантность, как наиболее частые причины возникновения социально-политических конфликтов.
Необходимо отметить, что во многом эта проблема была решена в Советском Союзе, 30-летний юбилей разрушения которого с горечью отметили жители постсоветского пространства в декабре 2021 года. Граждане СССР воспринимали себя единой общностью — советским народом, и появление в трудовых коллективах представителей других национальностей, как правило, воспринималось с интересом, уважением и вниманием к национальным особенностям и обычаям. Думается, надо вернуться к изучению советского, российского опыта [6;n14; 15], более того, опыт Российской Империи [1; 5; 7], где не было угнетения народов национальных окраин — таких, как геноцид индейцев в Америке, а была помощь, поддержка в различных областях жизнедеятельности малых народов.
На основании всероссийской переписи населения 2021 год можно сказать, что в современной России проживают представители более 180 национальностей и этнических групп. При этом вопрос взаимовыгодного сотрудничества, поддержки и реальной, а не показной толерантности остается актуальным, причем, толерантности, прежде всего, русского народа (русские составляют 80 % населения России), широкую натуру, доброту, открытость, гостеприимство, мягкость и простосердечие которого отмечают представители всех национальностей постсоветского пространства. К сожалению, отечественный опыт межнационального взаимодействия, на наш взгляд, недостаточно учитывается в современных научных исследованиях российских ученых. К примеру, в научной статье исследователя Г.В. Михалевой «Теории и подходы к формированию межэтнической толерантности в англоязычных странах», выполненной при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992–2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете (руководитель проекта — кандидат педагогических наук, доцент И.В. Челышева) (Михалева, 2019: 97), из 45 научных источников в списке литературы указан только один российский: статья Варшавера Е.А. 2015 года. Остальные 44 работы принадлежат иностранным авторам на английском языке. Мы не говорим сейчас о содержательном наполнении данной отечественной статьи, мы отмечаем проблему преемственности в отечественной науке по вопросам формирования межэтнической культуры граждан, которые успешно и естественным образом решались в нашей стране на протяжении десятилетий [8].