Вестибулярные шванномы (VS) — это доброкачественные опухоли оболочек внутричерепных нервов, которые могут расти и поражать окружающие структуры мозжечково-мостовидного угла. Лечение этих опухолей со временем эволюционировало, но микрохирургическая резекция остается единственным вариантом удаления опухоли и часто рекомендуется в случае быстрого роста опухоли, надвигающейся или прогрессирующей потери слуха или значительного масс-эффекта, такого как сдавление ствола мозга или гидроцефалия. С усовершенствованием микрохирургических методик, результаты хирургического вмешательства продолжают улучшаться, и цели операции сместились с радикальной резекции на сохранение неврологической функции. (4-7) Особенно при больших опухолях, почти тотальная резекция (NTR) или субтотальная резекция (STR) может стать жизнеспособным вариантом для балансирования сохранения неврологической функции с достижением превосходного долгосрочного контроля над опухолью. Несмотря на акцент на сохранении функций, парез лицевого нерва продолжает оставаться наиболее значимым источником заболеваемости после резекции ВС. Повреждение может привести к ухудшению мимической функции лица, заболеваемости глаз и ухудшение качества жизни. Зарегистрированная частота нарушения функции после резекции вестибулярной шванномы варьирует, при этом отмечается ряд клинических факторов, влияющих на исходы. Больший размер опухоли традиционно ассоциировался с худшими результатами. Это может быть связано с большей адгезией опухоли и разрастанием нервов, что затрудняет идентификацию таким образом, увеличивает вероятность повреждения нерва. [1–3]
Проблема роста числа заболевших злокачественными опухолями в России и мире остается одной из самых актуальных проблем современной медицины.
Большинство пациентов с новообразованиями головы и шеи подвергаются оперативному вмешательству в стадии выраженных клинических проявлений при достижении опухолью значительных размеров, что представляет собой сложную, а порой невыполнимую задачу по сохранению лицевого нерва. Даже в случаях, когда удается сохранить анатомическую целостность лицевого нерва, не всегда удается избежать нарушения его функции после операции. Поражения лицевого нерва занимают второе место по частоте среди патологии периферической нервной системы и первое место среди поражений черепных нервов. Основными причинами являются: опухолевые поражения либо самого нерва, либо смежных анатомических структур, ятрогенные повреждения, переломы пирамиды височной кости, деструктивные процессы в височной кости. Паралич лицевого нерва — состояние, негативно влияющее на качество жизни людей. Социальные и психологические последствия паралича лицевого нерва способствуют более высокому уровню депрессии, снижению качества жизни и заниженной самооценке. Рост числа заболевших с новообразованиями головы и шеи, внемозговыми опухолями основания черепа и внутримозговыми опухолями задней черепной ямки, нуждающихся в травматичном хирургическом лечении, и, как следствие, рост числа пациентов с послеоперационным параличом лицевого нерва, требующего хирургической коррекции, на сегодняшний день является весьма актуальным вопросом современной онкологии. Следовательно, эта проблема далека от разрешения и является основанием для её глубокого изучения, разработки алгоритмов лечения и реабилитации данной категории пациентов.