Правильная классификация расходов в качестве прямых и косвенных позволяет бюджетным учреждениям правильно формировать базу по налогу на прибыль. Искажение налоговой базы по налогу на прибыль встречается достаточно часто. Это распространенное нарушение, за которое бюджетное учреждение привлекают к ответственности. Неправильное распределение затрат между прямыми и косвенными налоговые органы включили в перечень частых нарушений (информация на сайте ФНС nalog. ru от 15.04.2019).
Налоговое законодательство дает право налогоплательщикам самостоятельно определять перечень прямых и косвенных расходов при исчислении налога на прибыль. Но «самостоятельно» не означает без учета экономически обоснованных показателей и особенностей технологического процесса. Деление расходов на прямые и косвенные производится по признаку их связи с производством.
В Налоговом кодексе России перечень прямых и косвенных расходов — открытый. Учреждение утверждает его в учетной политике. При этом в НК РФ есть ориентировочный список прямых расходов (п. 1 ст. 318 НК РФ).
Налоговый кодекс не содержит четкого определения терминов «прямые расходы» и «косвенные расходы». Однако из формулировок ст. 318 и 320 НК РФ можно сделать вывод, что прямые расходы — это те, которые имеют явную связь с процессом производства товаров (выполнения работ, оказания услуг). Косвенные расходы такой непосредственной связи не имеют.
Состав прямых и косвенных затрат в каждой организации будет индивидуальным. Необходимо определить исчерпывающий перечень прямых расходов и закрепить его в учетной политике.
Расходы, не указанные в учетной политике как прямые, будут считаться косвенными (ст. 318 НК РФ). При этом внереализационные затраты делить на прямые и косвенные не нужно (п. 1 ст. 318, абз. 3 ст. 320 НК РФ). Распределять расходы на прямые и косвенные должны только те организации, которые работают по методу начисления.
Согласно ст. 318 НК РФ, к прямым расходам могут быть отнесены, в частности: