По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.87 DOI:10.33920/nik-02-2104-04

Проблемы качества подготовки бакалавров в вузе по направлению «Вокальное искусство»

Шеремет Сергей Владимирович заместитель заведующего кафедрой искусства Московского гуманитарного университета, заслуженный артист Украины, лауреат международных и национальных конкурсов, Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Email: Sher-2170@mail.ru, ORCID 0000-0003-1504-7488

Высокий уровень развития культуры и искусства в современной России требует соответственной подготовки работников для театрально-концертного комплекса. Хорошо подготовленные специалисты смогут найти работу и трудоустроиться. На рынке труда в сфере искусства и культуры существует творческая конкуренция. Поэтому подготовка бакалавров в вузе должна ориентироваться на требования рынка труда в этой сфере, а вуз должен выпускать конкурентных специалистов творческих профессий. В системе высшего образования современной России на повестке дня кафедральных коллективов стоит вопрос повышения качества преподавания специальных (профильных) дисциплин, как и всех предметов, входящих в программу подготовки. Программная траектория, которая задается через Федеральные государственный образовательные стандарты, связана с неким экспериментом по моделированию компетенций на основе принятых профессиональных стандартов. Важной составляющей является вузовская позиция и право разрабатывать компетенции, исходя из опыта, профиля вуза и состава преподавательского коллектива. Вузы располагают определенными академическими свободами и используют свои возможности с целью достижения более высокого качества подготовки бакалавров и магистров. В статье рассматриваются различные аспекты вокальной педагогики, формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций, индивидуальной работы со студентами. Подобные проблемы поднимают преподаватели творческих вузов. Мы посчитали возможным вступить с ними в дискуссию и провести доброжелательную полемику.

Литература:

1. Василенко Л.М. (2013) Принципы и методы вокальной подготовки студентов педагогических университетов // Всероссийский журнал научных публикаций. — 2013. — № 5 (20) [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ printsipy-i-metody-vokalnoy-podgotovki-studentov-pedagogicheskih-universitetov (дата обращения: 28.02.2021).

2. Дальская В.А. (2012) Формирование певческого голоса у студентов-вокалистов средствами визуального моделирования в вузах культуры и искусств: автореф. дис. ... к-та пед. наук: 13.00.08 / Дальская Валентина Алексеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. — Москва, 2012. — 224 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1851.

3. Демедюк И.П. (2016) Особенности профессиональной подготовки вокалистов в вузах культуры и искусств// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016.- №3 n (71).-С. 226-233.

4. Клабукова А.В. (2018). Пути формирования исполнительского мастерства вокалистов в вузах культуры на основе деятельностного подхода // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2018. — № 3 (83). — С. 182–193.

5. Макарова Н.В. & Титова Ю.Ф. (2018) О проблемах разработки примерной основной образовательной программы согласно ФГОС 3++ с ориентацией на профстандарты // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2018. — № 190. — С. 164–175.

6. Петрова Н.О. (2017). Эффективные методы профессиональной подготовки студента-вокалиста // Южно-Российский музыкальный альманах. —2017. — № 4. — С. 39–43.

7. Пьяных Е.Г. (2019) Об особенностях проектирования примерных основных образовательных программ по ФГОС 3++ // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. — 2019. — № 3 (25). — С. 9–19.

8. Руднева Т.Н. (2016) Вопросы формирования этапов самостоятельной работы студентов-вокалистов / Т.Н. Руднева // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 770–773 [Электронный ресурс]. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35906/ (дата обращения: 28.02.2021).

9. Сидорова М.Б. (2003) Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 Москва, 2005. — 203 с. — РГБ ОД, 61:05-13/2719.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 53.03.03 — Вокальное искусство. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июля 2017 г. № 659 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant. ru/ products/ipo/prime/doc/71640012/ ( дата обращения 28 февраля 2021 г.)

11. Фирсова Г.А. (2018) Совершенствование профессиональной подготовки студентов-вокалистов: компетентностный подход / Г.А. Фирсова // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 176–177 [Электронный ресурс]. — URL: https:// moluch.ru/archive/223/52622/ (дата обращения: 28.02.2021).

1. Vasilenko L.M. (2013) Principy i metody vokal'noj podgotovki studentov pedagogicheskih universitetov // Vserossijskij zhurnal nauchnyh publikacij. — 2013. — № 5 (20) [Electronic resource]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipyi-metody-vokalnoy-podgotovki-studentov-pedagogicheskih-universitetov (data obrashcheniya: 28.02.2021).

2. Dal'skaya V.A. (2012) Formirovanie pevcheskogo golosa u studentov-vokalistov sredstvami vizual'nogo modelirovaniya v vuzah kul'tury i iskusstv: author's abstract dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Dal'skaya Valentina Alekseevna; [Mesto zashchity: Mosk. gos. un-t kul'tury i iskusstv]. — Moskva, 2012. — 224 s.: il. RGB OD, 61 1213/1851.

3. Demedyuk I.P. (2016) Osobennosti professional'noj podgotovki vokalistov v vuzah kul'tury i iskusstv // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. — 2016. — № 3 n (71). — S. 226–233.

4. Klabukova A.V. (2018). Puti formirovaniya ispolnitel'skogo masterstva vokalistov v vuzah kul'tury na osnove deyatel'nostnogo podhoda // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. — 2018. — № 3 (83). — S. 182–193.

5. Makarova N.V. & Titova YU.F. ( 2018) O problemah razrabotki primernoj osnovnoj obrazovatel'noj programmy soglasno FGOS 3++ s orientaciej na profstandarty // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. — 2018. — № 190. — S. 164–175.

6. Petrova N.O. (2017). Effektivnye metody professional'noj podgotovki studentavokalista // YUzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manah. — 2017. — № 4. — S. 39–43.

7. P'yanyh E.G. (2019) Ob osobennostyah proektirovaniya primernyh osnovnyh obrazovatel'nyh programm po FGOS 3++ // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review. — 2019. — № 3 (25). — S. 9–19.

8. Rudneva T.N. (2016) Voprosy formirovaniya etapov samostoyatel'noj raboty studentov-vokalistov / T. N. Rudneva // Molodoj uchenyj. — 2016. — № 26 (130). — S. 770–773 [Electronic resource]. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35906/ (data obrashcheniya: 28.02.2021).

9. Sidorova M.B. (2003) Formirovanie professional'noj kul'tury vokalistov v processe podgotovki v vuze kul'tury i iskusstv: author's abstract dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 Moskva, 2005. — 203 s. RGB OD, 61:05-13/2719.

10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya — bakalavriat po napravleniyu podgotovki 53.03.03 — Vokal'noe iskusstvo. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 14 iyulya 2017 g. № 659 [Electronic resource]. — URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/ doc/71640012/ (data obrashcheniya 28 fevralya 2021 g.).

11. Firsova G.A. (2018) Sovershenstvovanie professional'noj podgotovki studentovvokalistov: kompetentnostnyj podhod / G. A. Firsova // Molodoj uchenyj. — 2018. — № 37 (223). — S. 176–177 [Electronic resource]. — URL: https://moluch.ru/ archive/223/52622/ (data obrashcheniya: 28.02.2021).

Принятие министерством нового Федерального образовательного стандарта предполагает переработку всех необходимых методических документов, на основе которых строится учебный процесс. Мы видим, что учебно-методическое управление университета координирует работу по разработке Основной профессиональной программы и на ее базе всех рабочих программ дисциплин. Процесс достаточно трудоемкий и требует большой работы на всех кафедрах.

Для направления 53.03.03 — Вокальное искусство необходимо найти резервы и возможности повышения качества профессиональной подготовки. Для нас важным является специальный блок задач в рамках ФГОС 3++, который формирует профессиональные компетенции в художественно-творческой сфере. Мы исходим из того, что поступившие на учебу студенты являются в высшей степени мотивированными обучающимися. Многие из них мечтают о сцене, хотя порой не представляют объема работы и трудностей, которые необходимо преодолеть за годы учебы. Сфера творчества — это «сладкая каторга». Выбор профессии зачастую связан с мечтой покорить зрительные залы и постоянно слышать в свой адрес аплодисменты. Правильно будет поддержать мечту и настроить студента на большую работу в рамках профессионального становления и развития способностей.

Реализуя профессиональную программу, мы ставим учебную и творческую задачу приобщения к концертной деятельности через освоение всех необходимых профессиональных компетенций с восхождением на творческий Олимп. При этом мы видим, что студенты имеют разные способности и возможности усвоения образовательной программы. Но и сама программа предполагает разные виды исполнительской практики. Нам важно предлагать и развивать сольное пение, исполнение партии в составе ансамбля, работу с хоровым коллективом, исполнение произведений с оркестром и т.д. По большому счету задача профильной кафедры состоит в том, чтобы выпускник мог исполнять партии в музыкальных произведениях крупной формы в музыкальных театрах. Для этого необходимо овладеть навыками репетиционной работы, взаимодействия с партнерами и оркестром, хоровым коллективом. Сложность задачи состоит не только в том, чтобы исполнить музыкальный материал. В театре необходимо создать образ, который разработал композитор. Его надо понять, в него нужно вникнуть и принять. Мы ведем речь об исполнении сольных партий. Одновременно надо научиться петь в ансамбле, который очень часто введен в действие какого-либо музыкального произведения. Это непростая задача. Однако с ней успешно справляются педагоги, многие из которых работают в музыкальных театрах, исполняют на высоком творческом уровне оперные партии. Более того, наши педагоги признаны профессионалами в области вокального искусства, им присвоены звания заслуженных артистов. Если они могут сами исполнить, значит и могут научить.

Для Цитирования:
Шеремет Сергей Владимирович, Проблемы качества подготовки бакалавров в вузе по направлению «Вокальное искусство». Ученый совет. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: