По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Проблемы качества научной работы и академический плагиат

В.И. Левин доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Пензенский государственный технологический университет, vilevin@mail.ru

Представлена развернутая рецензия итогового документа I Всероссийской конференции «Проблемы качества научной работы и академический плагиат». Обозначены основные подходы к этой проблеме. Перечислены основные недостатки документа. Проведён их детальный анализ. Отмечена актуальность создания нормативного документа по академической этике, приемлемого для всего научного сообщества.

Литература:

1. https://www.dissernet.org/publications/ivgi_ rggu_26.09.2018_itxt.htm.

2. https://www.dissernet.org/publications/ivgi_ rggu_26.09.2018_ittxt.htm.

3. https://www.dissernet.org/publications/ivgi_ rggu_26.09.2018_iii.htm.

4. https://www.dissernet.org/publications/ivgi_ rggu_26.09.2018_itog.htm.

5. Заякин А. К итоговому документу Международной научно-практической конференции «Проблемы качества научной работы и академический плагиат» // Троицкий вариант. — № 22 (266). — 06.11.2018.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1984.

7. Словарь иностранных слов. — М., 1989.

8. Hornby A.S. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English. Oxford, 1988.

26 сентября 2018 г. в РГГУ (Москва) состоялась I Всероссийская конференция «Проблемы качества научной работы и академический плагиат». Участники конференции обсуждали важные проблемы, обозначенные в её названии [1–3] и приняли «Итоговый документ» [4], который был предложен научному сообществу для обсуждения. Этот документ воспроизведён с комментариями и историей борьбы с плагиатом в России в статье [5]. Разумеется, учитывая огромный размах академического плагиата в современной России и связанные с ним риски для российской науки, данный вопрос заслуживает глубокого и всестороннего обсуждения. Однако при этом обсуждении необходимо иметь в виду, что в отношении к данному вопросу сегодня в России сложилось по крайней мере три различных подхода.

Первый подход сформулирован общественной организацией «Диссернет» и наиболее полно изложен в «Итоговом документе» [4]. Этот подход весьма радикален, он трактует плагиат широко и требует безусловного наказания плагиатора, вне зависимости от научного статуса, должности, прошлых заслуг и т.д. Его поддерживают многие учёные РАН.

Второй подход сформулирован некоторыми руководителями диссертационных советов. Он сводится к тому, что не всякое заимствование — плагиат и не всякий плагиат и иное нарушение закона или академической этики заслуживает наказания. Этот подход поддерживает большинство руководителей и членов диссертационных советов, а также, видимо, руководители российских вузов.

Третий подход характерен для административных руководителей высшего звена: руководства ВАК, Минобрнауки и т.д. Их позиция проста: плагиат, конечно же, зло и с ним надо бороться, за исключением тех случаев, когда плагиатор (нарушитель) — важное для государства лицо, которое должно быть защищено любыми способами.

В настоящей статье обсуждается первый подход к академическому плагиату и другим нарушениям академической этики, который, по нашему мнению, в большей степени соответствует принципам правового государства. За основу обсуждения взяты материалы публикаций [4, 5], наиболее полно отражающие этот подход. При этом основное внимание уделено анализу недостатков излагающего этот подход «Итогового документа» [4], которые не позволяют использовать его на практике.

Для Цитирования:
В.И. Левин, Проблемы качества научной работы и академический плагиат. Ректор ВУЗа. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: