В последнее время девиантное поведение студентов вузов не только в России, но и во всем мире становится все более серьезной проблемой. Все больше не только школьников, но и студентов демонстрируют анормальное, отклоняющееся от принятых в обществе норм поведение и тем самым дестабилизируют процессы обучения и воспитания в образовательных учреждениях [Арпентьева, 2020; Ларионова, 2013; Майсак, Яковец, 2013; Осипова, 1998]. Общеизвестно, что подростки, юноши и молодые люди обычно стремятся приспосабливаться к обществу, ищут пути успешного вхождения в него, но отклоняющееся от нормы поведение, манифестирующее неуспех таких поисков, может привести и приводит к усугублению имеющихся проблем неуспеха, несоответствия молодых людей с девиациями общественным ценностям и моделям поведения. Психодиагностика и психокоррекция девиантности в современном мире — одна из задач служб социально-психологической помощи населению, в том числе академических служб, создаваемых и активно развивающихся в высшем образовании России [Bolin, Heatherly, 2001; Klayberg, 2013; Muafi, 2011; Tashcheva, Gridneva, and Arpentieva, 2020]. Психодиагностика и психокоррекция девиантности предполагает учет как традиционных, так и современных трендов помощи и тенденций девиантизации и патологизации развития и функционирования.
Хотя основные причины, последствия, типы и механизмы девиантного поведения в целом исследованы довольно хорошо, проблема девиантного поведения до конца не изучена, особенно в контексте мер и методик ее диагностики и коррекции в жизнедеятельности совершеннолетних, включая студентов вузов. Несмотря на многочисленные исследования и психодиагностические и психокоррекционные разработки в области диагностики и коррекции нарушений функционирования и развития детей и подростков, студенты, юноши и молодежь, а также взрослые люди до сих пор продолжают игнорироваться: имплицитно предполагается, что если человек более-менее успешно прошел период «бурь и натиска» периода подростничества, то далее ему уже проще. Однако так было раньше. Кроме того, отмечается, что «разные формы поведения, связанные с риском для здоровья, не просто актуализируются на разных возрастных этапах, но и имеют, по всей видимости, особое культурное значение, которое в определенном возрасте и является для школьников и студентов одним из средств как саморегуляции, так и решения определенных, соответствующих возрасту социально-статусных задач» [Адамчук, 2006, с. 166].