По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 259.98+364 (075.8) DOI:10.33920/pol-01-2310-06

Проблемы исследований в области диагностики и коррекции девиаций у студентов вузов

Арпентьева Мариям Равильевна д-р психол. наук, доцент, академик Международной академии образования (МАО), член-корреспондент Российской академии естествознания (РАЕ), заслуженный работник науки и образования Российской академии естествознания, педагог-психолог, внештатный научный сотрудник, ГБУ КО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи ″Содействие″», Российская Федерация, г. Калуга, e-mail: mariam_rav@mail.ru, ORCID 0000-0003-3249-4941
Тащёва Анна Ивановна канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры обшей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики, ФГБУ ВО «Южный федеральный университет» Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, e-mail: annaivta@mail.ru, ORCID 0000-0001-5199-9254
Гриднева Светлана Валерьевна канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры психологии личности и консультативной психологии, научный руководитель Психологической службы Академии психологии и педагогики, ФГБУ ВО «Южный федеральный университет» Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, e-mail: gridneva-sveta@mail.ru, ORCID 0000-0001-6947-5416

В последнее время девиантное поведение студентов вузов не только в России, но и во всем мире становится все более серьезной проблемой. Все больше демонстрируют анормальное, отклоняющееся от принятых в обществе норм поведение и тем самым дестабилизируют процессы обучения и воспитания. Несмотря на многочисленные исследования и психодиагностические и психокоррекционные разработки в области диагностики и коррекции нарушений функционирования и развития детей и подростков, студенты, юноши и молодежь, а также взрослые люди до сих пор продолжают игнорироваться. Настоящее исследование направлено на определение основных направлений диагностики (выявления) и коррекции (исправления) девиаций. Цель исследования — осмысление проблем исследования, психодиагностики и психокоррекции девиаций у студентов современных вузов, анализ различных типов девиаций, методик и принципов диагностической и коррекционной работы с ними. Данная цель рассматривается в контексте задач служб социально-психологической помощи субъектам образования, активно создаваемых и развивающихся в высшем образовании России. Используемые методы исследования включали анализ теоретических основ психодиагностики и коррекции девиаций. В работе выделяются основные методики и направления диагностики и коррекции девиаций, которые продуктивно использовать специалистам академических служб психологического сопровождения образовательного процесса вуза. Отмечается важность комплексной работы междисциплинарной команды специалистов, вносятся предложения и рекомендации по совершенствованию методик диагностики и коррекции девиаций у студентов.

Литература:

1. Арпентьева М. Р. Антропологические аспекты девиантологии. Вопросы девиантологии. 2020; 1: 9–32.

2. Ларионова C.O. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема. Фундаментальные исследования. 2013; 1–1: 90–94. — URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30882 (дата обращения: 22.08.2022).

3. Майсак Н. В., Яковец Д. А. Социальная фрустрация как условие дезадаптации и предиктор девиантности специалиста. Фундаментальные исследования. 2013; 10–8: 1830–1837. — URL: https://fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=32673 (дата обращения: 07.10.2022).

4. Осипова О. С. Девиантное поведение: благо или зло? Социологические исследования. 1998; 9: 106–109.

5. Bolin A., Heatherly L. Predictors of Employee Deviance: The Relationship Between Bad Attitudes and Bad Behavior. Journal of Business and Psychology. 2001; 15, 3: 405–418.

6. Klayberg Yu. A. Epatage and manipulation is concept and deviantology nature. Вестник Московского государственного областного университета. — Сер. Психологические науки. — 2013. 4: 41–47.

7. Muafi P. Causes and Consequence Deviant Workplace Behavior International Journal of Innovation, Management and Technology, 2011; 2, 2: 123–126.

8. Tashcheva A. I., Gridneva S. V., Arpentieva M. R. Value-motivational sphere of the deviant students and academicals counseling in higher schools. Bulletin of national academy of sciences of the republic of Kazakhstan. 2020; 6: 223–233.

9. Адамчук Д. В. Возрастные особенности девиантного поведения: от школьника к студенту // Социокультурные трансформации подростковой субкультуры / под ред. В. С. Собкина. — Москва: Институт социологии образования Российской академии образования, 2006: 158–166. — Сер. «Труды по социологии образования» Российской академии образования.

10. Колосницына М. Ю., Зайцев Г. С., Кадацкая Е. А., & Алифанова Л. Г. Диагностика девиантного поведения. Акмеология. 2010; 3: 9–14.

11. Hanımoğlu E. Deviant Behavior in School Setting. Journal of Education and Training Studies. 2018; 6, 10: 133–141. — URL: https://doi.org/110.11114/JETS.V6I10.3418

12. Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения. — М.: ТЦ Сфера, 2004; 190 с.

13. Clinard М. & Meier R. Sociology of Deviant Behavior. — Wadsworth: Cengage Learning, 2011; 377 p.

14. Buunk B. P. Affiliation and Helping Interactions within Organizations: A Critical Analysis of the Role of the Social Support with the Regard to Occupational Stress. European Review of Social Psychology. 1990; 1: 293–322.

15. Danforth S., Smith T.J. Engaging Troubling Students: A Constructivist Approach. London: Corwin Press, 2015; 374 p.

16. Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. — СПб.: ПОНИ, 2010; 316 с.

17. Vista N. V Psychological and Pedagogical Conditions for the Prevention of Deviant Behavior among Adolescents // International Journal of Environmental & Science Education. 2016; 11, 15: 8536–8551.

18. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. — СПб.: Речь, 2008; 445 с.

19. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы. — СПб.: Питер, 2012; 352 с.

20. Asiyai R. I. Deviant Behaviour in Secondary School and its Impact on Students’ Learning. Journal of Educational and Social Research, 2019; 9: 170–177.

21. Dullas A. R., Yncierto K. D., Labiano M. A., & Marcelo J. C. Determinants of a Variety of Deviant Behaviors: An Analysis of Family Satisfaction, Personality Traits, and Their Relationship to Deviant Behaviors Among Filipino Adolescents. Frontiers in Psychology. 2021; 1: 1–14. — URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.645126

22. Hayden C. Children in Trouble: The Role of Families, Schools and Communities. — New York: Red Globe Press, 2017; 200 p.

23. Prakash A., Rani D., & Jha R. Deviance in Adolescents: Causes and Risk Factors. EC Psychology and Psychiatry. 2021; 09.3: 01–11.

24. Вакорина Л. Ю., Васягина Н. Н., Герасименко Ю. А., Пестова И. В. Методические рекомендации для образовательных организаций по определению индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением. — М.: Центр защиты прав и интересов детей, 2018; 41 с.

25. Девиантология: Хрестоматия / Автор-составитель Ю. А. Клейберг. — СПб.: Речь, 2007; 412 с.

26. Обследование детей с девиантным поведением / Сост. В. А. Мицкевич. Иркутск: Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, 2020; 51 с.

27. Тащёва А. И., Арпентьева М. Р., Гриднева С. В. Диагностика и коррекция девиаций в вузе. Вестник Прикамского социального института. 2022; 2 (92): 89–101.

1. Arpentieva M. R. Antropologicheskie aspekty deviantologii [Anthropological approach to the typology of deviant behavior]. Voprosy deviantologii [Questions of Deviantology]. 2020. — No. 16. P. 3–10. (In Russ.)

2. Larionova C. O. Deviantnoe povedenie kak nauchno-pedagogicheskaia problema [Deviant behavior as a scientific and pedagogical problem]. Fundamentalnye issledovaniia [Fundamental Research]. 2013. No. 1–1. P. 90– 94; Available at: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30882 (accessed: 10/07/2022). (In Russ.)

3. Maisak N. V., Iakovets D. A. Sotsialnaia frustratsiia kak uslovie dezadaptatsii i prediktor deviantnosti spetsialista [Social frustration as a condition for maladjustment and a predictor of specialist deviance]. Fundamentalnye issledovaniia [Fundamental Research]. 2013. No. 10–86. P. 1830–1837; Available at: https:// fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32673 (accessed: 10/07/2022). (In Russ.)

4. Osipova O. S. Deviantnoe povedenie: blago ili zlo? [Deviant behavior: good or evil?]. Sotsialnye issledovaniia [Social Research]. 1998. No. 9. Issue 6. P. 106–109. (In Russ.)

5. Bolin A., Heatherly L. Predictors of Employee Deviance: The Relationship Between Bad Attitudes and Bad Behavior. Journal of Business and Psychology, 2001, Vol. 15, no. 3, pp. 405–418.

6. Klayberg Yu. A. Epatage and manipulation is concept and deviantology nature. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of the Moscow State Regional University. Ser. Psychological sciences]. 2013. No. 46. P. 41–47.

7. Muafi, P. Causes and Consequence of Deviant Workplace Behavior International Journal of Innovation, Management and Technology, 2011, Vol. 2, issue 2, pp. 123–126.

8. Tashcheva A. I., Gridneva S. V., and Arpentieva M. R. Value-motivational sphere of the deviant students and academicals counseling in higher schools. Bulletin of national academy of sciences of the republic of Kazakhstan, 2020. Vol. 6. P. 223–233.

9. Adamchuk D. V. Vozrastnye osobennosti deviantnogo povedeniia: ot shkolnika k studentu [Age features of deviant behavior: from schoolchild to student]. In: Sobkin, V. S. (ed.). Sotsiokulturnye transformatsii podrostkovoi subkultury [Sociocultural transformations of adolescent subculture]. Moscow: Institute of the Sociology of Education of the Russian Academy of Education, 2006. P. 158–166. Ser. «Proceedings on the Sociology of Education» of the Russian Academy of Education. (In Russ.)

10. Kolosnitsyna M. Iu., Zaitsev G. S., Kadatskaia E. A., Alifanova L. G. Diagnostika deviantnogo povedeniia [Diagnostics of deviant behavior]. Akmeologiia [Acmeology], 2010. No. 3. P. 9–14. (In Russ.)

11. Hanımoğlu, E. Deviant Behavior in School Setting. Journal of Education and Training Studies. 2018. Vol. 6, No.10. Р. 133–141. https://doi.org/110.11114/JETS.V6I10.3418

12. Kleiberg Iu. A. Sotsialnaia psikhologiia deviantnogo povedeniia [Social psychology of deviant behavior]. Moscow: TC Sphere Publ., 2004. 190 p. (In Russ.)

13. Clinard, М. & Meier, R. Sociology of Deviant Behavior. Wadsworth: Cengage Learning, 2011. 377 p.

14. Buunk, B. P. Affiliation and Helping Interactions within Organizations: A Critical Analysis of the Role of the Social Support with the Regard to Occupational Stress. European Review of Social Psychology, 1990. Vol. 1. P. 293–322.

15. Danforth, S. & Smith, T. J. Engaging Troubling Students: A Constructivist Approach. New York: Corwin Press, 2015. 374 p.

16. Dmitriev M. G., Belov V. G., Parfenov Iu. A. Psikhologo-pedagogicheskaia diagnostika delinkventnogo povedeniia u trudnykh podrostkov [Psychological and pedagogical diagnosis of delinquent behavior in difficult adolescents]. St. Petersburg: PONI Publ., 2010. 316 p. (In Russ.)

17. Vista N. V Psychological and Pedagogical Conditions for the Prevention of Deviant Behavior among Adolescents. International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11, No. 15. Рp. 8536–8551.

18. Mendelevich V. D. Psikhologiia deviantnogo povedeniia [Psychology of deviant behavior]. St. Petersburg: Rech Publ., 2008. 445 p. (In Russ.)

19. Zmanovskaia E. V., Rybnikov V. Iu. Deviantnoe povedenie lichnosti i gruppy [Deviant behavior of a person and a group]. St. Petersburg: Piter Publ. 2012. 352 p. (In Russ.)

20. Asiyai, R. I. Deviant Behaviour in Secondary School and its Impact on Students’ Learning. Journal of Educational and Social Research, 2019. Vol. 9, p. 170–177.

21. Dullas A. R., Yncierto K. D., Labiano M. A., & Marcelo, J. C. (2021). Determinants of a Variety of Deviant Behaviors: An Analysis of Family Satisfaction, Personality Traits, and Their Relationship to Deviant Behaviors Among Filipino Adolescents. Frontiers in Psychology, 2021. Vol. 12. 05 May. Pp. 1–14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.645126

22. Hayden C. Children in Trouble: The Role of Families, Schools and Communities. New York: Red Globe Press, 2017. 200 p.

23. Prakash A., Rani D., & Jha R. Deviance in Adolescents: Causes and Risk Factors. EC Psychology and Psychiatry. 2021. Vol. 09.3. Pp. 01–11.

24. 24. Vakorina L. Iu., Vasiagina N. N., Gerasimenko Iu. A., Pestova I. V. Metodicheskie rekomendatsii dlia obrazovatelnykh organizatsii po opredeleniiu individualnoi profilakticheskoi raboty dlia obuchaiushchikhsia s deviantnym povedeniem [Guidelines for educational organizations to determine individual preventive work for students with deviant behavior]. Moscow: Center for the Protection of the Rights and Interests of Children Publ., 2018. 41 p. (In Russ.)

25. 25. Kleiberg, Iu.A. (comp). Deviantologiia: Khrestomatiia [Deviantology: Reader]. St. Petersburg: Rech Publ., 2007. 412 p. (In Russ.)

26. 26. Mitskevich V. A. (comp). Obsledovanie detei s deviantnym povedeniem [Examination of children with deviant behavior]. Irkutsk: Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance. 2020. 51 p. (In Russ.)

27. Tashcheva A. I., Arpentieva M. R., Gridneva S. V. Diagnostika i korrektsiia deviatsii v vuze [Diagnosis and correction of deviations at the higher educational institution]. Vestnik Prikamskogo sotsialnogo instituta [Bulletin of the Kama Social Institute]. 2022. No. 2 (92). P. 89–101. (In Russ.)

В последнее время девиантное поведение студентов вузов не только в России, но и во всем мире становится все более серьезной проблемой. Все больше не только школьников, но и студентов демонстрируют анормальное, отклоняющееся от принятых в обществе норм поведение и тем самым дестабилизируют процессы обучения и воспитания в образовательных учреждениях [Арпентьева, 2020; Ларионова, 2013; Майсак, Яковец, 2013; Осипова, 1998]. Общеизвестно, что подростки, юноши и молодые люди обычно стремятся приспосабливаться к обществу, ищут пути успешного вхождения в него, но отклоняющееся от нормы поведение, манифестирующее неуспех таких поисков, может привести и приводит к усугублению имеющихся проблем неуспеха, несоответствия молодых людей с девиациями общественным ценностям и моделям поведения. Психодиагностика и психокоррекция девиантности в современном мире — одна из задач служб социально-психологической помощи населению, в том числе академических служб, создаваемых и активно развивающихся в высшем образовании России [Bolin, Heatherly, 2001; Klayberg, 2013; Muafi, 2011; Tashcheva, Gridneva, and Arpentieva, 2020]. Психодиагностика и психокоррекция девиантности предполагает учет как традиционных, так и современных трендов помощи и тенденций девиантизации и патологизации развития и функционирования.

Хотя основные причины, последствия, типы и механизмы девиантного поведения в целом исследованы довольно хорошо, проблема девиантного поведения до конца не изучена, особенно в контексте мер и методик ее диагностики и коррекции в жизнедеятельности совершеннолетних, включая студентов вузов. Несмотря на многочисленные исследования и психодиагностические и психокоррекционные разработки в области диагностики и коррекции нарушений функционирования и развития детей и подростков, студенты, юноши и молодежь, а также взрослые люди до сих пор продолжают игнорироваться: имплицитно предполагается, что если человек более-менее успешно прошел период «бурь и натиска» периода подростничества, то далее ему уже проще. Однако так было раньше. Кроме того, отмечается, что «разные формы поведения, связанные с риском для здоровья, не просто актуализируются на разных возрастных этапах, но и имеют, по всей видимости, особое культурное значение, которое в определенном возрасте и является для школьников и студентов одним из средств как саморегуляции, так и решения определенных, соответствующих возрасту социально-статусных задач» [Адамчук, 2006, с. 166].

Для Цитирования:
Арпентьева Мариям Равильевна, Тащёва Анна Ивановна, Гриднева Светлана Валерьевна, Проблемы исследований в области диагностики и коррекции девиаций у студентов вузов. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: