По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.6.027: 613.6.01

Проблемы информационной гигиены: аспекты влияния информационных перегрузок на человека

И. Г. Ненахов канд. мед. наук, ассистент кафедры гигиенических дисциплин, ФГБОУВО «ВГМУ им. Н. Н. Бурденко» Минздрава России, Воронеж; e-mail: rayhd@yandex.ru, ФГБОУ ВО «ВГМУ им. Н. Н. Бурденко» Минздрава России, г. Воронеж

Современный мир характеризуется огромным количеством информации, скопившейся в результате развития научных идей во многих сферах жизни. Ключевую роль в этом процессе сыграло развитие информационных ресурсов: радио, телевидения и Интернета. Вместе с тем с развитием информационных ресурсов менялась и модель поведения человека, включающая в себя новые факторы риска развития заболеваний, обусловленных информатизацией: формирование компьютерной зависимости, синдрома «карпального канала», повышенной утомляемости и т. д. С появлением новых факторов, способных влиять на здоровье человека, появилась необходимость проведения профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья человека. В статье представлены ключевые проблемы информационной гигиены и основные аспекты влияния информационных перегрузок на головной мозг человека и авторское исследование на студентах медицинского вуза по вопросам развития компьютерной зависимости.

Литература:

1. Бухтияров И. В., Денисов Э. И., Еремин А. Л. Основы информационной гигиены: концепции и проблемы инноваций // Гигиена и санитария. — 2014. — Т. 93, № 4. — С. 5–9.

2. Гудинова Ж. В., Гегечкори Е. И., Толькова Г. Н., Жернакова Е. Л., Овчинникова И. В К вопросу разработки основ информационной гигиены // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3. — С. 541.

3. Гусева А. Ю., Данфельд А., Рукавцова О. М. Глобальное информационное общество и проблемы информационной гигиены / Контуры будущего: технологии и инновации в культурном контексте: коллективная монография по результатам конференции. — 2017. — С. 132–141.

4. Еремин А. Л. От стратегии информационного общества к информационной гигиене / Российская гигиена — развивая традиции, устремляемся в будущее: мат-лы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. — 2017. — С. 256–259.

5. Миронов Н. А. Человек как информационный организм: к идее информационной гигиены / Мировоззренческие основания культуры современной России: сб. мат-лов VIII международной научной конференции / под ред. В. А. Жилиной. — 2017. — С. 263–266.

6. Молодцова И. А., Сливина Л. П. Информационная гигиена: история и современность / Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: сб. статей международной науч.-практ. конф. — 2018. — С. 255–257.

7. Ненахов И. Г., Черномор Е. А., Зацепина А. А. Гигиеническая оценка психоэмоционального состояния студентов медико-профилактического факультета // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. — 2017. — № 70. — С. 62–65.

8. Ненахов И. Г., Черномор Е. А., Зацепина А. А., Стёпкин Ю. И. Компьютерная зависимость как фактор реактивной и личностной тревожности студентов медицинского вуза // Молодежный инновационный вестник. — 2018. — Т. 7, № S1. — С. 232–233.

В 1885 г. Ф. Ф. Эрисман впервые предложил выделить в науке о гигиене отдельные дисциплины: коммунальная, школьная и профессиональная гигиены. Каждый из разделов был ориентирован на определенные факторы, способные прямо или косвенно влиять на здоровье человека. В 1922 г. В. А. Левицким была опубликована работа «Умственный труд и утомляемость», где впервые поднимался вопрос о формировании утомления в результате восприятия большого количества информации. Полученные данные об утомлении человека были применены в школьной гигиене для сохранения здоровья школьников и профессиональной гигиене, где проблема утомления касалась в первую очередь людей, занятых монотонной деятельностью [6].

С изменением парадигмы общества и всемирной ориентированности на компьютеризацию стали появляться смежные науки, касающиеся проблем информатизации. Данные изменения затронули в том числе и гигиенические дисциплины [5].

В настоящее время в паспорте ВАК специальность «гигиена» звучит как медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

В 1995 г. А. Л. Ерёминым было предложено выделить информационную гигиену в раздел гигиенической науки. В своих работах он сопоставлял всемирную информатизацию как непосредственный фактор окружающей среды, влияющий на человека [4].

В настоящее время это стало еще очевиднее. Распространение сетей 4G и пробное тестирование 5G (Интернета вещей) привело к тому, что в «больших городах» человек всегда находится онлайн. Так, в 2012 г. объем мировых данных, произведенных человечеством, составлял 2,8 зеттабайт. К 2020 г. аналитиками прогнозируется цифра в 40 зеттабайт [1, 4].

Понятие количества данных регулируется небольшим количеством законодательных актов. Ключевые из них — федеральный закон № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и ГОСТ 8.417– 2002 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величин (с Поправкой)», где единицей измерения данных считаются бит и байт информации. Проблема в том, что информационные ресурсы каждый год увеличиваются в разы и количество информации в байтах, казавшееся 10 лет назад достаточным для большинства, сейчас неприменимы даже для текстовых файлов. Особую роль в увеличении количества информации сыграло развитие мультимедиа-технологий и устройств потребления информации «с ладони» — смартфонов.

Для Цитирования:
И. Г. Ненахов, Проблемы информационной гигиены: аспекты влияния информационных перегрузок на человека. Санитарный врач. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: