По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.091.398

Проблемы и риски национальной системы преподавательского роста

Савостьянов А.И. профессор, ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор, Россия, 125364, Москва, проезд Досфлота, д. 8, кв. 75. E-mail: kotova20082009@yandex.ru
Панченко О.Г. профессор, ФГАОУ ДПО АПК и ППРО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», кандидат философских наук, профессор, Россия, 125581, Москва, ул. Ляпидевского, д. 22, кв. 32. E-mail: pan.45@mail.ru

В статье рассматриваются проект национальной системы преподавательского роста, плюсы и минусы плана мероприятий данного проекта и его реализации в контексте нормативно-правовой базы и имеющихся на данный момент условий для реформирования существующей системы оценки компетентности учителей и поощрения их карьерного роста.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.07.2017 № 703 «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.edustandart.ru/ wp-content/uploads/2017/08/Prikaz-703-ot-26.07.2017.pdf.

2. Бюллетень о сфере образования. — 2016. — № 7 [Электронный ресурс]: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. — URL: http://ac.gov. ru/publications/4411.

3. Национальная система учительского роста: информированность педагогов общеобразовательной школы, отношение и возможные перспективы развития [Электронный ресурс]: Центр прикладных психолого-педагогических исследований. Сектор мониторинговых исследований. — URL: http://xn--80aaaaoadbi1frhmjpf. xn--p1ai/fi les/display/4_%D0%A5%D1%83%D1%81%D0%BD%D1%83%D1%82%D0% B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9C%D0%A0.pdf.

4. Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета [Электронный ресурс] // Официальное интернет-представительство Президента России в сети Интернет. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/51143.

5. Савостьянов А.И. Проблемы профессионально-психологической компетентности и профессионально-личностного проста // Наука и практика дополнительного образования. — 2007. — № 2. — С. 44.

6. Савостьянов А.И. Профессиональная компетентность педагога. — М.: ЭКОНИНФОРМ, 2009. — 455 с.

7. Савостьянов А.И. Учебно-профессиональная компетентность как фактор конкурентоспособности // Право и образование. — 2006. — № 2. — С. 30.

8. Якунина И.Е., Гусева И. Развитие региональной системы учительского роста // Электронный научно-практический журнал «Наука и практика регионов». — 2017. — № 3 (8). — С. 45–50.

Российская система образования постоянно реформируется в целях достижения наиболее высоких результатов в обучении и воспитании, удовлетворении потребностей государства и общества в образовании. Еще в 2015 году по итогам заседания Государственного совета Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал ряд поручений, связанных с развитием образования, в частности с развитием принципиально новой системы: «Обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее, чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов» [4].

Национальная система учительского роста (НСУР) подразумевает:

  1. Формирование унифицированной системы оценки уровня необходимой квалификации учителей.
  2. Установление единых требований к аттестации и переаттестации учителя для всех субъектов РФ, в которой будет играть роль и учет мнения выпускников, родителей обучающихся как представителей общественного мнения.
  3. Подготовку нового профессионального стандарта педагога, на основе которого будет создана система учительских должностей (учитель, старший учитель, ведущий учитель), как механизма карьерного роста педагогов в образовании.

С целью реализации данного проекта 27 июля 2017 года Министерство образования и науки Российской Федерации издало приказ об утверждении плана мероприятий, так называемой дорожной карты, определяющей круг целей и задач вплоть до 2020 года. Основные мероприятия данной программы:

1. Образование межведомственной комиссии по внедрению национальной системы учительского роста.

2. Формирование списков субъектов, принимающих участие в апробации новой модели аттестации педагогов в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

Для Цитирования:
Савостьянов А.И., Панченко О.Г., Проблемы и риски национальной системы преподавательского роста. Ученый совет. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: