Использование СХТ за пределами оптимальных сроков их службы в значительной мере связано не только с низкой платежеспособностью сельскохозяйственных предприятий, использующих самоходную технику. В отличие от технически развитых стран, в России не сложилась традиция своевременного выведения из эксплуатации устаревшей техники и ее цивилизованной утилизации.
В настоящее время при создании машины ее разработчики и производители, руководствуясь стандартами, обеспечивают определенный уровень надежности, который может служить базой для определения предельного состояния. В соответствии с ГОСТ 27.003-90 [76] этот оптимальный уровень надежности определяется исходя из зависимости эффективности и стоимости изделия от уровня его надежности.
При рассмотрении системы жизнеобеспечения машин [77], используемой в СССР, все участники и этапы жизненного цикла машины (от маркетинга до утилизации) контролировались и управлялись организационно и экономически государством. Машиностроительные заводы выполняли только функцию производства машин.
Работы на этапах жизненного цикла машины: маркетинг, проектирование, технологическая подготовка производства, снабжение и сбыт, техническое обслуживание и ремонт осуществлялись на целом ряде специализированных предприятий и организаций, проводящих эти виды деятельности.
Была создана мощная система инженерно-технического обеспечения процесса использования техники. Одним из основных принципов российской системы планово-предупредительного ремонта (ППР) являлось обязательное проведение обезличенного капитального ремонта. Предельным состоянием считалась нормированная наработка. «Методика разработки нормативов сроков службы тракторов и зерноуборочных комбайнов в сельском хозяйстве» [78], созданная в начале 90-х гг. прошлого столетия с целью определения критерия наступления предельного состояния, не дала ожидаемых результатов по многим причинам и используется в основном в бухгалтерских целях. Поскольку уровень управляемости предельным состоянием машин при системе их жизнеобеспечения был невысок, то все предприятия, выполняющие работы на определенных этапах жизненного цикла, лишь номинально были связаны с производителями техники. И определение предельного состояния машин не являлось для последних приоритетной задачей.