Несмотря на кризисный период для российской экономики и негативное влияние внешнеэкономических факторов на протяжении 2014–2016 гг., строительная отрасль является одной из наиболее активно развивающихся в числе прочих секторов экономики страны. Одной из наиболее острых и актуальных проблем отрасли является устаревшая нормативно-правовая и законодательная база, в сфере существует острая необходимость модернизации и совершенствования этих документов для обеспечения последующего развития строительства. На сегодняшний день строительная отрасль характеризуется высокой степенью зарегулированности, причем системы технического и нормативноправового регулирования зачастую противоречат между собой и не соответствуют реалиям рынка.
В мае 2016 г. в своем выступлении на заседании Госсовета по вопросам развития строительства и совершенствования градостроительной деятельности Владимир Путин подчеркнул наиболее острые проблемы, которые сохраняются в отрасли и на сегодняшний день. Среди них необходимо подчеркнуть несовершенство технического регулирования, устаревшую сметно-нормативную базу, используемую для проведения строительных работ, противоречия между требованиями со стороны разных федеральных министерств и ведомств, неэффективность организации работы СРО в строительной отрасли и пр. После того как президент обозначил все проблемные аспекты отрасли, был сформирован список поручений в адрес отдельных исполнительных и представительных органов власти.
В требованиях содержались меры, принятие которых необходимо для изменения ситуации и модернизации нормативных и законодательных систем в сфере строительства и регулирования деятельности СРО. В результате реализации этих требований в Градостроительный кодекс РФ и другие значимые правовые документы для отрасли были внесены серьезные изменения и поправки, направленные на регулирование деятельности СРО в строительной отрасли, проведение инженерно-геологических изысканий и архитектурно-проектировочных работ.
Реформирование проводилось в целях оптимизации деятельности предприятия и стимулирования развития отрасли, однако на сегодняшний день в научном сообществе к нему по-прежнему относятся неоднозначно. Среди исследователей присутствуют принципиально противоположные мнения о реформе СРО, что в первую очередь связано с тем, что внесенные изменения в нормативно-правовую систему привели к возникновению новых спорных моментов между заказчиками, контрольными органами, проводящими закупки, уполномоченными органами и непосредственно участниками закупок. Так, доктор юридических наук Ю. Г. Лескова подчеркивает, что после модернизации системы процесс саморегулирования деятельности участников превратился в двухуровневую систему, взаимодействие участников в которой провоцирует ряд противоречий.