Для начала, по-видимому, придется разобраться с определениями. Почему именно рыбоводство?
Каноническое определение термина «аквакультура» известно [17]: «… — разведение и выращивание водных организмов в контролируемых (выделено нами) условиях». Здесь и далее цитаты по сильно сокращенному русскому переводу [17], в данном случае с. 9. Заменив имеющее в современном русском лексиконе множество толкований «разведение» на более однозначное «воспроизводство», получим, вероятно, вполне адекватную дефиницию. Многочисленные попытки «модернизировать» и расширить это толкование мотивированы исключительно соображениями актуальной конъюнктуры и неизбежно приводят к извращению его смысла.
Анализ структуры совокупности выращиваемых в Российской Федерации гидробионтов показывает, что производство нерыбных объектов у нас хронически осциллирует где-то на уровне статистической погрешности и далее может не приниматься во внимание [9]. Таким образом, все дальнейшее рассмотрение сводится только к собственно рыбоводству. Более того, судя по складывающейся нормативно-правовой базе и текущим трендам, богатый иностранный термин «аквакультура» в его официальной трактовке связан главным образом с морским садковым лососеводством [1, 14 и др.].
Повышенное административное внимание к этому направлению в последние годы объясняется исключительно тем, что оно лоббируется такими структурами, что уравновесить их давление сейчас практически нечем.
Как же выглядит данное направление в свете, например, концепции продовольственной безопасности?
Достаточно сопоставить объемы потребления минтая и мойвы населением РФ с потреблением выращенных лососей (и в т. ч. до недавнего времени импортируемых), чтобы убедиться в том, что по меньшей мере для 9/10 россиян такая «аквакультура» не имеет ровно никакого значения.
Между тем показано, что для производства 1 кг атлантического лосося необходимо 4 кг другой рыбы. На фоне прогрессирующего дефицита рыбной муки и сырья для ее производства в этот процесс в колоссальном масштабе вовлекаются огромные количества пищевой рыбы — скумбрии, сельди и др. В частности, Норвегия за 43 года перемолола на муку 58,5% общего вылова. Таким образом, выращивание лосося не способствует решению проблемы, а усугубляет ее, так как из пищевого баланса изымается на муку в 2–3 раза больше пищевой рыбы, чем выращивается [3].