По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.01 DOI:10.33920/nik-02-2201-07

Проблемы и формы воспитания обучающихся в рамках экономических и управленческих направлений

Крылова Елена Борисовна заведующий кафедрой экономических и финансовых дисциплин Московского гуманитарного университета, д-р экон. наук, проф. 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: EKrylova@mosgu.ru

В статье рассматривается роль активных методов и форм воспитания при проведении занятий в рамках основных образовательных программ, реализующих экономические профили, проблемы их использования, роль в формировании экономического мышления при подготовке профессионалов. Материал статьи отражает основную смысловую направленность Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся» .

Литература:

1. Панина Г.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 176 с.

2. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. — СПб., 2002.21

3. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся».

1. Panina G.S., Vavilova L.N. Sovremennyye sposoby aktivizatsii obucheniya: Ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / T.S. Panina, L.N. Vavilova; Pod red. T.S. Paninoy. — M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2006. — 176 s.

2. Sovremennyye tekhnologii obucheniya: Metodicheskoye posobiye po ispol'zovaniyu interaktivnykh metodov v obuchenii / Pod red. G.V. Borisovoy, T.YU. Avetovoy i L.YU. Kosovoy. — SPb., 2002.21

3. Federal'nyy zakon ot 31 iyulya 2020 g. № 304-FZ «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon „Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii“ po voprosam vospitaniya obuchayushchikhsya».

Среди целого ряда дисциплин в рамках реализуемых в Московском гуманитарном университете магистерских программ за кафедрой экономических и финансовых дисциплин оказалась закреплена дисциплина «Методы и технологии преподавания экономических и финансовых дисциплин». При проведении занятий по данной дисциплине акценты с теории педагогики смещались в направлении практики реализации дисциплин экономической направленности. Ставилась задача научить магистрантов приемам формирования у бакалавров так называемого экономического образа мышления, положительной мотивации к обучению и самообразованию. Во время занятий по дисциплине «Методы и технологии преподавания экономических и управленческих дисциплин» для магистров всех экономических направлений тема воспитания была одной из самых насыщенных и интересных. Магистры, в учебном плане которых была и педагогическая практика, ни разу не задали вопрос: «А разве воспитание — функция преподавателя?»

Напротив, при анализе нормативов и методических рекомендаций, регламентирующих образовательную деятельность (федеральных законов, образовательных стандартов, рабочих программ), часто со стороны самих магистров предлагались весьма неожиданные варианты проведения воспитательных приемов (как явных, так и неявных). Это и рейтинги, кейсы, квесты, темы для круглых столов и эссе, мозаичные командные задания и ряд других. В качестве воспитательных приемов в высшей школе чаще всего отмечают: убеждение, требование, практическое задание, положительный пример, поощрение, наказание, творческое саморазвитие. Интересно, что магистры, как и молодые начинающие преподаватели, более требовательны и строги в аудитории во время педагогической практики, проводимые ими рейтинги значительно жестче. Как и в Федеральном законе «Об образовании», в процессе взаимодействия преподавателя и магистров очень явно ощущалось, что «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения».

Идея о том, что воспитание — особая деятельность, «направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [3].

Для Цитирования:
Крылова Елена Борисовна, Проблемы и формы воспитания обучающихся в рамках экономических и управленческих направлений. Ученый совет. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: