По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Проблемы функционирования пассажирского транспорта в России

Российский пассажирский транспорт (троллейбусы, автобусы, трамваи) имеет ряд недостатков. Во-первых, в ряде регионов РФ местные власти сделали акцент преимущественно на транспортных средствах малой и средней пассажировместимости, что приводит к большей загруженности на дорогах. Во-вторых, объявленная цифровизация разрозненна и существует вне экосистемности в своем подходе. В-третьих, ответственность перевозчиков в контрактах с муниципалитетом прописывается слабо (или не прописывается вообще). Предлагается: 1. Стимулировать перевозчиков к использованию пассажирских транспортных средств большой вместимости путем предоставления льгот. 2. Создать основу для системного функционирования в сфере цифровизации: городской транспорт должен стать совокупностью, отказавшись от внешней самостоятельности. Это означает, что, например, транспортные карты должны быть принимаемы всеми перевозчиками без исключения. 3. Местное законодательство (впрочем, как и заключенные с перевозчиками договоры) должно не иметь коллизий и противоречий. 4. За нарушение обязательств, взятых на себя перевозчиками, необходимо предусмотреть жесткую ответственность, включая разнообразные штрафные санкции.

Литература:

1. Аземша С.А., Морозов В.М. Разработка предложений по анкетированию пассажиров городского пассажирского транспорта регулярного сообщения. URL:// https://cyberleninka.ru/ article/n/razrabotka-predlozheniy-po-anketirovaniyu-passazhirov-gorodskogo-passazhirskogotransporta-regulyarnogo-soobscheniya 2. Асилян Л.В., Бичахчан Э.С., Матевосян Т.И. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере муниципального транспорта. URL:// https://cyberleninka.ru/article/n/ pravovye-osnovy-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya-v-sfere-munitsipalnogotransporta

3. Бахитов Р.И., Старостина К.И. Автотранспортные предприятия на рынке городских пассажирских перевозок: проблемы и перспективы развития (на примере г. Пензы). URL:// https:// cyberleninka.ru/article/n/avtotransportnye-predpriyatiya-na-rynke-gorodskih-passazhirskihperevozok-problemy-i-perspektivy-razvitiya-na-primere-g-penzy

4. Белогребень А.А., Аредова А.К. Оценка структуры парка пассажирского транспорта общего пользования в городских агломерациях: проблемы и возможности // Научный вестник автомобильного транспорта. 2022. № 2. С. 6-12.

5. Капский Д. В., Семченков С. С., Ларин О. Н. Повышение эффективности применения информации при организации перевозок пассажиров в городах. URL:// https://cyberleninka.ru/article/n/ povyshenie-effektivnosti-primeneniya-informatsii-pri-organizatsii-perevozok-passazhirov-vgorodah

6. Кирюшина Е.В., Дорохин С.В. Единая информационная система для ведения электронных путевых листов на пассажирских транспортных предприятиях // Воронежский научно-технический Вестник. 2022. Т. 1. № 1 (39). С. 69-76.

7. Коробейникова О.М., Коробейников Д.А., Дугина Т.А., Очеретяная Д.В. Экосистемный подход к цифровизации пассажирского общественного транспорта. URL:// https://cyberleninka.ru/ article/n/ekosistemnyy-podhod-k-tsifrovizatsii-passazhirskogo-obschestvennogo-transporta

8. Морозов В.Д. Трансформация управления транспортным комплексом крупнейших городов: экономические аспекты. URL:// https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-upravleniyatransportnym-kompleksom-krupneyshih-gorodov-ekonomicheskie-aspekty

9. Смирнова Ж.В., Мухина М.В., Ватлецов Д.П. Экономическое обоснование показателей качества перевозок городского транспорта. URL:// https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoeobosnovanie-pokazateley-kachestva-perevozok-gorodskogo-transporta

По данным заместителя министра транспорта Российской Федерации В.О. Иванова, общий парк автобусов, троллейбусов и трамваев в субъектах РФ составляет 140 тысяч 156 единиц. При этом в столицах субъектов РФ этот же парк оценивается в 62 тысячи 249 единиц. Исследователи, анализируя представленные цифры, указывают на диспропорциональность статистических сведений, так как, анализируя общее количество ТС, не оценивается их пассажировместимость.

В этом плане все транспортные средства, предусмотренные для передвижения пассажиров, с юридической точки зрения можно разделить разные классы.

1. Проанализированные Белогребень А.А. и Аредовой А.К. показатели использования, например, автобусов, указывают на то, что в муниципалитетах есть фактически две тактики использования подобных транспортных средств:

Первая — передать все управление движением в регионе частным перевозчикам, осуществляя лишь общее методологическое управление (пример: Архангельск — 460 малых автобусов, 1 — средней, 7 — больших; Магнитогорск — 837 малых, 1 — средний и 26 больших; в этих городах сверхбольшие автобусы вообще не предусматриваются);

Второе — сделать акцент на автобусах средней и большой вместимости в целях устранения вариантов возникновения транспортных заторов (например, Нижний Новгород — 4 малых автобусов, 72 — средних, 512 — больших, 14 — сверхбольших).

Исследователи делают достаточно жесткий вывод: невозможно обеспечить стандарты качества транспортного обслуживания при наличии в парке только автобусов малого класса. Соответственно, в городах, где доля таковых транспортных средств достигает 90–100%, риски управления системой снабжения вырастают в разы [4].

2. Недостаточность цифровизации отрасли. Робкие попытки видоизменить систему документооборота, внедрить, например, оплату проезда путем использования банковских карт, предпринимались в РФ с 2018– 2020 года [6]. Однако на практике, конечно, эти идеи модернизации неполноценны: во-первых, в ряде регионов (например, Рязанской области) система оплаты проезда действует с очевидным логическим дефектом: прием платежей осуществляется дистанционно, однако возврат денежных средств требует обязательной явки клиентов по юридическому адресу перевозчика с последующим оформлением бумажной документации, подтверждающей факт оплаты; во-вторых, в других субъектах федерации цифровизация оплаты проезда внедрена, но не имеет комплексного интегрированного характера.

Для Цитирования:
Игорь Николаевич Федин, Проблемы функционирования пассажирского транспорта в России. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: