Согласно ст. 3 федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон о страховых пенсиях) страховая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату, назначаемую в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат, и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц. Цель пенсии в виде компенсации утраченного дохода отмечается также в научной литературе по праву социального обеспечения [1, с. 101]. Предшествующий федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях в РФ) определял трудовую пенсию как ежемесячную денежную выплату, компенсирующую заработную плату и иные вознаграждения, утраченные лицами в связи с наступлением нетрудоспособности. Следует отметить полную идентичность понятий страховой пенсии и трудовой пенсии, сформулированных в разных законах. Сходство формулировок проявляется и в том, что и страховая и трудовая пенсии связываются с компенсацией не предшествующего назначению пенсии дохода, а утраченного дохода, при этом право как на страховую, так и на трудовую пенсию не связано с утратой дохода. Это положение, свидетельствующее о несоответствии легального понятия страховой пенсии и фактических закрепленных в законе условий, объективно указывает на необходимость корректировки понятия страховой пенсии [2, с. 37–38].
В соответствии с признаком компенсационности страховая пенсия не только во временном отношении должна следовать за периодом работы, приносящей доход, ее размер не только по сумме должен быть сопоставимым с прежним доходом застрахованного лица, признак компенсационности требует, чтобы расчет размера страховой пенсии непосредственно производился от дохода, от заработной платы, которые предшествовали назначению пенсии.